Музыка 5-7 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования,
утвержденной приказом № 01- 12/324 от 31.08.2021 г.срок реализации программы
3 года

Рабочая программа учебного предмета
«МУЗЫКА»
для учащихся 5-7 классов

Светогорск -2021

1

Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 5-7 класса создана на основе нормативных документов, обеспечивающих реализацию программы:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897) (с последующими изменениями).
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ
г.Светогорска».
Цель программы: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой
части духовной культуры.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационнообразном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального
искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки,
сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других
видов искусства.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и
направления:
— приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену,
осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру,
запечатлённому в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт
поколений;
— воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных
народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоциональноценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
— развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости,
интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих
музыкальных способностей
— освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его
выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизни;
— овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах
музыкально-творческой
деятельности
(слушании
музыки
и
пении,
инструментальном
музицировании
и
музыкально-пластическом
движении,
импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой
практике с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства:
восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервнопсихических перегрузок учащихся.
Методологическими основаниями данной программы служат современные научные
исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной

2

картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой
Музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и
настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание
ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания ребёнка.
Программа учебного предмета «Музыка» реализуется в рамках предметной области
«Ис-кусство».
Количество часов на изучение программы по годам обучения:
Класс

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
Итого

1
1
1
1
4

34
34
34
34
136

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах учащихся, которые они
должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского
обще-ства;
— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий;
— ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
— компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
— коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
— участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных и этнокультурных особенностей;
— признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
— эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат
освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных

3

учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
— умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития
познавательных мотивов и интересов;
— умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
— умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать
правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные
возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения
запланированных результатов;
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
— умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать
причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; — смысловое
чтение текстов различных стилей и жанров;
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников,
например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
— формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к
самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего
образования и отражают:
— степень развития основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его
общей духовной культуры;
— сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовнонравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного
культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
— становление общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и
слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе
восприятия и анализа художественного образа;
— сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкальнотворческую деятельность (слушание музыки, пение,
инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений,
импровизация, музыкально-пластическое движение, создание проектов и др.);
— воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной
информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, различными видами изобразительного искусства;
— расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального
вкуса, устойчивого интереса к музыке своего на-рода и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
— овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, владеть специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной
нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
— приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и

4

содержательной музыкально-учебной деятельности, включая ИКТ;
— сотрудничество в ходе реализации коллективных, групповых, индивидуальных творческих и исследовательских проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Содержание учебного предмета
Основное содержание представлено следующими содержательными линиями:
• Музыка как вид искусства.
• Народное музыкальное творчество.
• Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.
• Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.
• Русская и зарубежная музыкальная культура XX—XXI вв.
• Современная музыкальная жизнь.
• Значение музыки в жизни человека.
Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с
предметом «Музыка» для начальной школы.
Музыка как вид искусства. Интонация — носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Средства музыкальной выразительности в создании
музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные
формы построения музыки (двухчастная
и трёхчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в
воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические,
драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие.
Программная музыка. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Многообразие связей музыки с изобразительным
искусством. Взаимодействие музыки и различных видов и жанров изобразительного искусства в музыкальном театре. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные
школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).
Народное музыкальное творчество. Устное народное музыкальное творчество в развитии
общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры
русской народной вокальной и инструментальной музыки. Русские народные музыкальные
инструменты. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества.
Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы
традиционных обрядов. Этническая музыка. Знакомство с разнообразными явлениями
музыкальной культуры, народным и профессиональным музыкальным творчеством
своего региона.
Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное,
сказительное).
Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.
Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Древнерусская
духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Музыка
религиозной традиции русских композиторов. Русская музыка XVII— XVIII вв., русская му-

5

зыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика русской национальной школы). Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской музыки от эпохи Средневековья до
рубежа XIX—XX вв. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства
(литература, изобразительное искусство, театр, кино). Родство зрительных, музыкальных и
литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.
Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв. Роль фольклора в становлении профессионального зарубежного музыкального искусства. Духовная музыка западноевропейских композиторов. Григорианский хорал как основа западноевропейской религиозной музыки. Музыка религиозной традиции зарубежных композиторов. Зарубежная
музыка XVII—XVIII вв., зарубежная музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры
и характерные черты, специфика национальных школ). Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино).
Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие
выразительных средств разных видов искусства.
Русская и зарубежная музыкальная культура XX—XXI вв. Творчество русских и
зарубежных композиторов XX—XXI вв. Стиль как отражение мироощущения
композитора. Стилевое многообразие музыки XX—XXI вв. (импрессионизм,
неофольклоризм, неоклассицизм и др.).
Музыкальное творчество русских и зарубежных композиторов академического
направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня,
электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл,
диско-музыка, эстрадная музыка.
Современная музыкальная жизнь. Музыкальный фольклор народов России. Истоки и интонационное своеобразие музыкального фольклора разных стран. Современная музыка религиозной традиции. Выдающиеся отечественные и зарубежные композиторы, исполнители,
ансамбли и музыкальные коллективы. Классика в современной обработке. Электронная музыка. Синтетические жанры музыки (симфония-сюита, концерт-симфония, симфониядейство и др.). Обобщение представлений школьников о различных исполнительских составах (пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella; певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас; хоры: народный, академический;
музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные; виды
оркестра: симфонический, духовой, камерный, оркестр народных инструментов, эстрадноджазовый оркестр).
Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Информационно-коммуникационные технологии в музыкальном искусстве. Панорама современной
музыкальной жизни в России и за рубежом.
Значение музыки в жизни человека. Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной
правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства. Противоречие как источник
непрерывного развития музыки и жизни. Вечные проблемы жизни, их воплощение в музыкальных образах. Разнообразие функций музыкального искусства в жизни человека,
общества. Влияние средств массовой информации, центров музыкальной
культуры (концертные залы, фольклорные объединения, музеи) на распространение традиций и инноваций музыкального искусства. Всеобщность, интернациональность музыкального языка. Музыка мира как диалог культур.

6

Тематическое планирование
класс

5
Содержание
курса

Количество
часов
17
1

Тематическое
планирование

Раздел №1 Музыка и литература
Музыка как
Что роднит музыку с
вид искусства. литературой
Народное музыкальное
творчество
Русская музыка от XXIXXII вв. до
рубежа XIXXX вв. Русская и зару- Вокальная музыка
бежная музыкальная культура XXв. Современная музыкальная
жизнь. Значение музыки в
жизни человека.

2

Фольклор в музыке
русских композиторов

2

Жанры инструментальной
и вокальной музыки

1

Вторая жизнь песни

2

Вокальная и инструментальная
музыка.

1

7

Характеристика деятельности
обучающихся
Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов. Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой
и литературой, музыкой и
изобразительным искусством.
Воспринимать и сравнивать
разнообразные по смыслу музыкальные интонации (в импровизации, исполнении музыки)
Осознавать интонационнообразные, жанровые и стилевые
основы музыки как вида искусства.
Исследовать разнообразие и
специфику вокальной музыки.
Передавать в разнообразной
музыкально-творческой деятельности общие интонационные черты исполняемой
музыки.
Самостоятельно определять
характерные жанровые свойства
вокальной и инструментальной
музыки.
Воспринимать и сравнивать
варианты звучания мелодии в
различных исполнениях.
Интерпретировать вокальную
и инструментальную музыку в
коллективной музыкальнотворческой деятельности.
Воспринимать и сравнивать
варианты звучания мелодии в
различных исполнениях.
Интерпретировать вокальную
и инструментальную музыку в
коллективной музыкальнотворческой деятельности.

Всю жизнь мою несу
родину в душе…

2

Писатели и поэты о
музыке и музыкантах

1

Первое путешествие в
музыкальный театр.
Опера

1

Второе путешествие в
музыкальный театр.
Балет

1

Музыка в театре, кино,
на телевидении

1

Третье путешествие в
музыкальный театр.
Мюзикл Мир композитора

1

8

Исследовать разнообразие и
специфику современной
симфонической музыки.
Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.
Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет. Импровизировать в соответствии с
представленным учителем или
самостоятельно выбранным литературным образом (произведением литературы)
Исследовать разнообразие и
специфику современной музыки
(вокальной, театральной) Инсценировать фрагменты классических опер русских и зарубежных композиторов.
Принимать участие в
драматизации музыкальных
произведений различных
стилевых направлений.
Владеть отдельными специальными музыкальными терминами в пределах изучаемого курса. Осуществлять поиск музыкальнообразовательной информации
в сети Интернет.
Импровизировать, передавая в
общих чертах характерные интонации заданного или самостоятельно выбранного музыкального образа (вокальная, танцевальная импровизации)
Владеть отдельными специальными музыкальными терминами в пределах изучаемого курса. Инсценировать
песни (фрагменты детских
опер, спектаклей, мюзиклов).
Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным
произведениям при их восприятии и исполнении.

Самостоятельно определять
характерные свойства вокальноинструментальной и камерноинструментальной музыки.
Раздел№2 Музыка и изобразительное
искусство
Музыка как
Что роднит музыку с
вид искусства. изобразительным
Русская музы- искусством
ка от XXIXXII вв. до
рубежа XIXXX вв.
Зарубежная
музыка от эпохи Средневековья до рубежа
XIX-XX вв.
Русская и зарубежная музыкальная
культура XX
в. Современная музыкальная
жизнь. Значение музыки в жизни
человека.

17ч
1

Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. Анализировать и обобщать многообразие
связей музыки и изобразительного искусства.

Небесное и земное в
звуках и красках

1

Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.
Рассуждать об общности и
различии выразительных
средств музыки и изобразительного искусства.

Звать через прошлое к
настоящему

2

Музыкальная живопись
и живописная музыка

2

Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника на основе
взаимодополнения средств
выразительности.
Находить ассоциативные связи
между художественными образами музыки и другими видами
искусства.
Различать характерные
признаки видов искусства.
Раскрывать особенности музыкального воплощения произведений изобразительного искусства.
Использовать образовательные
ресурсы сети Интернет для поиска произведений литературы
и изобразительного искусства.

9

Колокольность в музыке
и изобразительном искусстве

1

Портрет в музыке и
изобразительном
искусстве

1

Волшебная палочка
дирижера. Дирижеры
мира

1

Использовать образовательные
ресурсы сети Интернет для поиска произведений литературы
и изобразительного искусства.

Образы борьбы и победы
в искусстве

1

Находить ассоциативные связи
между художественными образами музыки и другими видами
искусства. Самостоятельно
подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой
музыке.

Застывшая музыка

1

Самостоятельно подбирать
сходные и/или контрастные
произведения изобразительного
искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.
Собирать музыкальную коллекцию с включением других
видов искусства (записи музыки, произведения литературы и
изобразительного искусства о
музыке).

Полифония в музыке и
живописи

1

Находить ассоциативные связи
между художественными образами музыки и другими видами
искусства.

10

Находить ассоциативные связи
между художественными образами музыки и другими видами
искусства.
Понимать специфику деятельности композитора и художника на основе взаимодополнения средств выразительности. Раскрывать особенности музыкального воплощения
произведений изобразительного искусства.
Находить ассоциативные связи
между художественными образами музыки и другими видами
искусства. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений
литературы и изобразительного
искусства.

Самостоятельно подбирать
сходные и/или контрастные
произведения изобразительного
искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.
Музыка на мольберте

1

Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным зрительным образом
(произведением изобразительного искусства) Самостоятельно подбирать сходные
и/или контрастные произведения изобразительного искусства
(живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.

Импрессионизм в
музыке и живописи

1

Самостоятельно подбирать
сходные и/или контрастные
произведения изобразительного
искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.

О подвигах, о доблести,
о славе…

1

Творчески интерпретировать
содержание музыкальных произведений в пении, музыкально-ритмическом движении,
пластическом интонировании,
поэтическом слове, изобразительной деятельности.

В каждой мимолетности
вижу я миры

1

Анализировать и обобщать
многообразие связей музыки,
литературы и изобразительного
искусства.
Воплощать в различных видах
музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы.

Мир композитора

1

Собирать музыкальную коллекцию с включением других
видов искусства (записи музыки, произведения литературы и
изобразительного искусства о
музыке). Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для

11

С веком наравне

1

Всего
34 часа

12

поиска информации о жизни и
творчестве любимых композиторов.
Принимать участие в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций
Собирать музыкальную коллекцию с включением других
видов искусства (записи музыки, произведения литературы и
изобразительного искусства о
музыке). Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска информации о
жизни и творчестве любимых
композиторов.
Принимать участие в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций

класс

6
Содержание
курса

Тематическое
планирование

Количество
часов
16

Раздел №1 Мир образов вокальной и
инструментальной музыки
Музыка как
Удивительный мир
вид искусства. музыкальных образов
Народное музыкальное
творчество
Русская музыОбразы романсов и
ка от эпохи
Средневековья песен русских композиторов Стариндо рубежа
ный русский романс
XIX-XX вв.
Зарубежная
музыка от эпохи Средневековья до рубежа
XIX-XX вв.
Русская и зарубежная музыкальная
культура XX
в. Современная музыкальная
жизнь. Значение музыки в жизни
человека.

1

Характеристика деятельности
обучающихся

Воспринимать и сравнивать
музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального
содержания.

1

Самостоятельно отбирать музыкальные произведения, содержащие контрастное сопоставление музыкальных образов и
участвовать в их исполнении.
Воспринимать и
сравнивать музыкальный язык в
произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.
Анализировать
приемы взаимодействия и развития одного или нескольких
образов в произведениях разных
форм и жанров. Сотрудничать в
процессе коллективной музыкально-творческой деятельности
(драматизация, музыкальнопластическое движение, импровизация и др.)

Два музыкальных
посвящения

1

Определять форму музыкального произведения, отличительные черты в творчестве композиторов. Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке.
Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их
в эмоциональном исполнении.

Портрет в музыке и
живописи. Картинная
галерея

1

Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.
Воспринимать и сравнивать

13

музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров.
«Уноси мое сердце в
звенящую даль…»

1

Музыкальный образ и
мастерство исполнителя

1

Обряды и обычаи в
фольклоре и в
творчестве композиторов

1

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного
пения

1

Старинной песни мир.
Баллада «Лесной царь»

1

14

Определять особенности мировосприятия композитора.
Выявлять круг музыкальных
образов в различных музыкальных произведениях.
Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.
Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в эмоциональном
исполнении.
Эмоционально воспринимать
народную музыку и участвовать
в исполнении народных игр, обрядов, действ и т. д. Понимать
значение народного музыкального творчества в сохранении и
развитии общей культуры народа.
Выявлять круг музыкальных
образов в различных музыкальных произведениях. Осваивать отдельные образцы, характерные черты западноевропейской музыки разных эпох.
Обдумывать исполнение в соответствии с музыкальным образом произведения.
Петь
доступные для исполнения темы
инструментальных сочинений
русских и зарубежных классиков.
Импровизировать в разных видах музыкально-творческой деятельности на основе сопоставления образов. Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в
эмоциональном исполнении.
Петь доступные для исполнения
темы инструментальных

Образы русской
народной и духовной
музыки. Народное искусство древней Руси

1

Образы русской
духовной музыки.
Духовный концерт

1

«Фрески Софьи Киевской» «Перезвоны».
Молитва

1

Образы духовной музыки Западной Европы.
Небесное и земное в музыке Баха. Полифония.
Фуга. Хорал

1

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана»

1

15

сочинений зарубежных
классиков.
Эмоционально воспринимать
духовную музыку русских композиторов.
Выявлять
различие жанров и форм народной музыки, особенности музыкального языка, манеры исполнения, инструментария. Узнавать различные музыкальные
формы построения музыки.
Понимать стилевые черты
русской классической музыкальной школы.
Выявлять характерные этапы
развития церковной музыки в
историческом контексте.
Воспринимать и оценивать
музыкальные произведения с
точки зрения единства содержания и формы
Выявлять особенности музыкального языка в духовной музыки, манеры исполнения, инструментария.
Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем.
Исследовать многообразие форм
построения музыкальных произведений.
Подбирать необходимый
материал для выполнения
творческих проектов
(презентации музыки различного образного содержания).
Находить в музыкальнообразовательном пространстве
сети Интернет различные интерпретации классической музыки и высказывать собственное мнение о них.
Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем.
Воплощать художественнообразное содержание отечественной и зарубежной

Авторская песня:
прошлое и настоящее

1

Джаз – искусство XX
века

1

Раздел №2Мир образов камерной и
симфонической музыки
Музыка как
вид искусства.
Зарубежная
музыка от эпохи Средневековья до рубежа
XIX-XX вв.
Русская и зарубежная музыкальная
культура XX
в. Современная музыкальная
жизнь. Значение музыки в жизни
человека.

музыки в музыкальнопластическом движении,
импровизации.
Исследовать многообразие форм
построения музыкальных произведений.
Осознавать
истоки непрерывного музыкального развития. Обдумывать исполнение в соответствии с музыкальным образом произведения
Выявлять характерные особенности музыкального языка и
стилей джаза. Участвовать в исполнении ритмического аккомпанемента к джазовым композициям. Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей
и композиторов.

18

Вечные темы искусства 3
и жизни.
Образы камерной музыки. Инструментальная
баллада. Ночной пейзаж

Рассуждать о своеобразии отечественной духовной и светской
музыкальной культуры прошлого и узнавать отдельные образцы
русской музыки. Воплощать всевозможные музыкальные образы
в основных видах учебной деятельности. Петь доступные для
исполнения темы инструментальных сочинений русских и
зарубежных классиков.

1
Инструментальный
концерт. «Итальянский
концерт»

Наблюдать за сопоставлением
и/или столкновением контрастных и сходных музыкальных образов (музыкальных тем).
Воспринимать особенности
интонационного и драматургического развития в произведениях сложных форм. Воплощать художественнообразное содержание отечественной и зарубежной музыки
в музыкально-

Картинная галерея
«Космический пейзаж».
«Быть может, вся природа – мозаика цветов?».

1

16

пластическом движении,
импровизации.

Образы симфонической музыки. Музыкальные
иллюстрации к повести
А. Пушкина «Метель»

2

Передавать в исполнении музыки (вокальном, инструментальном и др.) особенности
развития одного или нескольких музыкальных образов. Воплощать художественнообразное содержание отечественной музыки в музыкальнопластическом движении, импровизации.

Симфоническое развитие музыкальных образов.
«В печали я весел, а в
веселье печален». Связь
времен

3

Программная увертюра. Увертюра
«Эгмонт». Увертюра-фантазия
«Ромео и Джульетта»

2

Осваивать отдельные образцы,
характерные черты западноевропейской музыки разных
эпох.
Воспринимать особенности
интонационного и драматургического развития в произведениях сложных форм.
Рассуждать о своеобразии отечественной и зарубежной духовной и светской музыкальной
культуры прошлого и узнавать
отдельные образцы русской и
зарубежной музыки.

Мир музыкального
театра. Балет «Ромео и
Джульетта».
Мюзикл «Вестсайдская
история». Опера «Орфей
и Эвридика».
Рок-опера «Орфей и
Эвридика»

3

Понимать характерные черты
венской классической школы,
композиторов-романтиков и
называть их основных представителей. Исполнять отдельные образцы музыки западноевропейских и отечественных
композиторов. Принимать участие в создании музыкальнотеатральных композиций в
классическом стиле.
Петь доступные для исполнения
темы инструментальных сочинений русских и зарубежных
классиков.

Образы киномузыки.
«Ромео и Джульетта» в
кино XX века. Музыка в
отечественном кино

2

Ориентироваться в основных
жанрах музыки западноевропейских и отечественных
композиторов.

17

Исследовательский 1
проект.

Находить в музыкальнообразовательном пространстве
сети Интернет аранжировки
Всего34 известных классических (русских и зарубеж-ных) музыкальных произведений.

18

класс

7
Содержание
учебного
Тематическое
предмета,
планирование
курса
Раздел №1 Особенности драматургии сценической музыки
Музыка
Классика и современкак вид исность. Музыкальная
кусства. Рус- драматургия-развитие
ская музыка музыки.
XIX в. Зарубежная музыка XIX в.
Современная
музыкальная
музыкальная
жизнь. Значение музыки в жизни
человека.
В музыкальном театре.
Опера
Опера «Иван Сусанин».
Новая эпоха в русской
музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля
В концертном зале.
Симфония. Симфония
№40 В.А. Моцарта. Литературные страницы.
«Улыбка» Р. Брэдбери.
Симфония №5 Л. Бетховена

Количество
часов

Характеристика деятельности
обучающихся

16
2

Определять роль музыки в жизни
человека. Осознавать образные,
жанровые и стилевые особенности
музыки как вида искусства. Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности
(композитор-исполнительслушатель) Эмоционально-образно
воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных
жанров и стилей классической и современной музыки.

2

Обосновывать свои предпочтения в
ситуации выбора.Выявлять (распознавать) интонационно-смысловое
содержание музыкальных произведений, особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности.

3

Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей; узнавать
наиболее значимые их произведения
и интерпретации. Исполнять народные и современные песни, знакомые
мелодии изученных классических
произведений.
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы
и изобразительного искусства. Понимать особенности претворения
вечных тем искусства и жизни в
произведениях разных жанров и
стилей.
Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкальноритмического движения, импровизации. Использовать

Героическая тема в
музыке.

1

В музыкальном театре.
Балет.

1

19

различные формы индивидуального,

20

Народное
«Христова Вселенная»
музыкальное И. Шмелева.
творчество.
Значение музыки в жизни
человека.

Рок-опера «Иисус
Христос-суперзвезда».
Вечные темы. Главные
образы

3

Проявлять инициативу в различных
сферах музыкальной деятельности, в
музыкально-эстетической жизни
класса, школы (музыкальные вечера,
музыкальные гостиные, концерты для
младших школьников и др.). Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, библиотеки, видеотеки и пр.

Светская музыка.
Соната.
Соната №8 («Патетическая») Л.
Бетховена.
Соната №2 С. Прокофьева. Соната
№11 В.-А.
Моцарта. Рапсодия в
стиле блюз Дж. Гершвина.
Рапсодия в стиле блюз
Дж. Гершвина.

2

Знать крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы
и балета, концертные залы, музеи).Анализировать и обобщать
жанрово-стилистические особенности
музыкальных произведений.

1

Размышлять о модификации жанров
в современной музыке.Общаться и
взаимодействовать в процессе ансамблевого,коллективного(хорового и
инструментального) воплощения различных художественных образов.

Симфоническая картина. «Праздненства» К.
Дебюсси. Симфония №1.
В. Калинникова Картинная галерея.

2

Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни
в отечественной культуре и за рубежом. Осуществлять проектную деятельность. Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и .др.

21

Музыка народов мира.

1

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи.Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и
др.)Знать крупнейшие музыкальные
центры мирового значения (театры
оперы и балета, концертные залы,
музеи

Международные хиты.

1

Анализировать и обобщать
жанрово-стилистические особенности
музыкальных произведений. Размышлять о модификации жанров в
современной музыке.

Рок-опера «Юнона и
Авось» А. Рыбникова

2

Общаться и взаимодействовать в
процессе ансамблевого, коллективного ( хорового и инструментального)
воплощения различных художественных образов.Участвовать в музыкальной жизни школы, города,
страны и др.

Исследовательский
проект

Вне
сетки
часов
1

Ориентироваться в основных жанрах
музыки западноевропейских и отечественных композиторов.
Находить в музыкальнообразовательном пространстве сети
Интернет аранжировки известных
классических (русских и зарубежных)
музыкальных произведений.

Обобщающий урок

Всего 34

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».