Литература 5-9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования,
утвержденной приказом № 01- 12/324 от 31.08.2021 г.
срок реализации программы 5 лет

Рабочая программа учебного предмета
«ЛИТЕРАТУРА»
для учащихся 5-9 классов

Светогорск -2021

1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРА» 5-9 КЛАССЫ
Программа по литературе средней общеобразовательной школы
(углубленный уровень) предназначена для учащихся 5-9 классов МБОУ
«СОШ г. Светогорска» и составлена на основе Фундаментального ядра
содержания среднего общего образования, требований к результатам
СОО, представленных в Федеральном государственном стандарте
среднего общего образования 2 поколения, основной образовательной
программы СОО МБОУ «СОШ г. Светогорска», примерной программы
по литературе для 5 классов, реализуется через УМК Г.С.Меркин.
Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в
2 ч. М: ООО «Русское слово - учебник», 2019.б
Рабочая

программа

направлена

на

достижение

планируемых

предметных результатов освоения обучающимися программы среднего
общего образования по литературе, а также планируемых результатов
междисциплинарных

учебных

программ

по

формированию

универсальных учебных действий (личностных универсальных учебных
действий,

регулятивных

универсальных

учебных

действий,

коммуникативных универсальных учебных действий, познавательных
универсальных

учебных

действий),

по

формированию

ИКТ-

компетентности обучающихся, основ учебно-исследовательской и
проектной деятельности, освоения смыслового чтения и работы с
текстом.
Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой
учащихся в основной школе.

2

Пояснительная записка
Программа включает 3 раздела:
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
2. Содержание учебного предмета.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.
Цели:
— формирование и развитие у обучающихся потребности в
систематическом, системном, инициативном чтении;
— воспитание в процессе чтения нравственного идеала человека и
гражданина;
— создание представлений о русской литературе как едином
национальном достоянии.
В соответствии с целями и требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего
образования определены задачи курса, отражающие планируемые
результаты (личностные, метапредметные, предметные)
обучения школьников 5—9 классов.
Личностные результаты обучения:
— формировать понимание важности процесса обучения;
— формировать мотивацию школьников к процессу изучения
литературы как одного из учебных предметов, необходимых для
самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;
— формировать понимание значимости литературы как явления
национальной и мировой культуры, важного средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
— формировать уважение к литературе народов многонациональной
России;
— формировать в процессе чтения нравственно развитую
личность, любящую свою семью, свою Родину, обладающую
высокой культурой общения;
— совершенствовать ценностно-смысловые представления о
человеке и мире в процессе чтения;
— развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании
в процессе чтения и характеристики (анализа) текста;
— формировать в процессе чтения основы гражданской
идентичности;
— формировать готовность к получению новых знаний, их
применению и преобразованию;
— развивать эстетические чувства и художественный вкус
на основе знакомства с отечественной и мировой литературой;
—
развивать
морально-этические
представления,
доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,
понимание и сопереживание чувствам других людей;
3

— развивать личную ответственность за свои поступки в
процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из
прочитанного произведения с собственным опытом;
— развивать и углублять восприятие литературы как особого вида
искусства, умение соотносить его с другими видами
искусства.
Метапредметные результаты обучения:
— формировать способности принимать и сохранять цели и
задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
в процессе чтения и изучения литературного произведения;
— формировать умения по освоению способов решения поисковых и
творческих задач в процессе учебной деятельности
при изучении курса литературы;
— формировать умения планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
— формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
— развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной
и личностной рефлексии;
— формировать умение активно использовать речевые
средства и средства информационных и коммуникационных
технологий для решения коммуникативных и познавательных
задач;
— формировать умение использовать различные способы
поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями
учебного предмета «Литература»;
— развивать умения осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять
тексты в устной и письменной формах;
— совершенствовать владение логическими действиями
сравнения (персонажей, групп персонажей, двух или нескольких
произведений), умениями устанавливать аналогии и причинноследственные связи, строить рассуждения в процессе
характеристики текста;
— развивать готовность слушать собеседника и вести диалог,
готовность признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою; излагать
свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий при чтении и обсуждении художественных произведений;
— формировать умение определять общую цель и пути ее
достижения, умение договариваться о распределении функций
и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
4

— формировать готовность конструктивно разрешать конфликты
посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
— формировать готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению учебной деятельности, построению индивидуальной
образовательной траектории;
— развивать умение овладевать сведениями о сущности и
особенностях объектов, процессов и явлений действительности
(природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием изучаемых произведений;
— совершенствовать владение базовыми предметными и
межпредметными понятиями, отражающими существенные
связи и отношения внутри литературных текстов, между
литературными текстами и другими видами искусств (музыка,
живопись, театр, кино);
— развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности
в процессе изучения курса, в том числе для реализации личных
притязаний и потребностей.
Предметные результаты обучения:
— воспитывать творческую личность путем приобщения к
литературе как искусству слова;
— совершенствовать умения читать правильно и осознанно,
вслух и про себя; пересказывать текст различными способами
(полный, выборочный, краткий);
— способствовать совершенствованию читательского опыта;
— развивать потребность в систематическом, системном,
инициативном, в том числе досуговом, чтении;
— совершенствовать умения пользоваться библиотечными
фондами (нахождение нужной книги по теме урока; для досугового
чтения; для выполнения творческих работ и т.д.);
— развивать интерес к творчеству;
— развивать умение характеризовать художественные и научнопопулярные тексты;
— развивать навыки характеристики (в 5—6 классах) и
анализа (в 7—9 классах) текстов различных стилей и жанров
в соответствии с целями и задачами на уроках литературы различных
типов;
— развивать умения пользоваться монологической, диалогической,
устной и письменной речью; составлять отзыв о прочитанном, краткую
аннотацию о книге; создавать творческие
работы различных типов и жанров;
— формировать умения нахождения родовых и жанровых
особенностей различных видов текстов;
— формировать умения по применению литературоведческих
понятий для характеристики (анализа) текста или нескольких
произведений.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Учебный план МБОУ «СОШ г. Светогорска» предусматривает
изучение литературы в 5-9 классах в объеме 442 ( 34учебные недели в
5

году). В том числе: в 5 классе —102 ч, в 6 классе —102 ч, в 7 классе —
68 ч, в 8 классе —68 ч, в 9 классе – 102 ч. Общее количество уроков в
неделю – 3 часа в 5 классе, 3 часов в 6 классе, 2 часа в 7 классе, по 2 часа
в 8 классе, по 3 часа в 9 классе.
60 % рабочей программы составляет обязательная часть, 40 % часть, формируемая участниками образовательного процесса. 40 %
учебного времени реализуется через нелинейное расписание, формы
учебных занятий: практикум, лингвистическая мастерская, проектная
деятельность, исследование, экскурсии, лингвистические игры и др.

1. Планируемые результаты освоения учебного
предмета «Литература»
Программа обеспечивает достижение выпускниками основной школы
следующих предметных, метапредметных и личностных результатов.
Предметные результаты:
- воспитывать творческую личность путем приобщения к литературе как искусству слова;
- совершенствовать умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя;
пересказывать текст различными способами (полный, выборочный, краткий);
- способствовать совершенствованию читательского опыта;
- совершенствовать мотивации к систематическому, системному, инициативному, в том числе досуговому, чтению;
- совершенствовать умения пользоваться библиотечными фондами (нахождение нужной книги по теме урока; для досугового чтения; для выполнения
творческих работ и т.д.);
- развивать интерес к творчеству;
- развивать умение характеризовать художественные и научно-популярные
тексты;
- развивать навыки анализа текстов различных стилей и жанров в соответствии
с целями и задачами на уроках литературы различных типов;
- развивать умения пользоваться монологической, диалогической, устной и
письменной речью; составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о
книге; создавать творческие работы различных типов и жанров;
- формировать умения по применению литературоведческих понятий для характеристики (анализа) текста или нескольких произведений.
Метапредметные результаты:
- формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения;
- формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих
задач в процессе учебной деятельности при изучении курса литературы;

6

- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
- развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии;
- формировать умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- формировать умение использовать различные способы поиска (в справочных
источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и
письменной формах;
- совершенствовать владение логическими действиями сравнения (персонажей,
групп персонажей, двух или нескольких произведений), умения устанавливать
аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения в процессе
характеристики текста;
- развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь сою; излагать сове мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;
- формировать умение определять общую цель и пути ее достижения, умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- формировать готовность конструктивно разрешать конфликты посредством
учета интересов сторон и сотрудничества;
- формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, построению индивидуальной образовательной траектории;
- развивать умение овладевать сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием изучаемых произведений;
- совершенствовать владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения внутри литературных текстов, между литературными текстами и другими видами искусств (музыка, живопись, театр, кино);
- развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности в процессе
изучения курса, в том числе для реализации притязаний и потребностей.
Личностные результаты:
- формировать понимание важности процесса обучения;

7

- формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как
одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;
- формировать понимание значимости литературы как явления национальной и
мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных
ценностей и традиций;
- формировать уважение к литературе народов многонациональной России;
- формировать в процессе чтения нравственно развитую личность, любящую
семью, свою Родину, обладающую высокой культурой общения;
- совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке в мире и
процессе чтения;
- развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе
чтения и характеристики (анализа) текста;
- формировать в процессе чтения основы гражданской идентичности;
- развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства
с отечественной и мировой литературой;
- развивать морально-эстетические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам
других людей;
- развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при
сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;
- развивать и углублять восприятие литературы как особого вида искусства,
умение соотносить его с другими видами искусства.

2. Содержание учебного предмета «Литература» в 5-9
классах.

5класс
ВВЕДЕНИЕ
Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край,
искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.
ИЗ МИФОЛОГИИ.
Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как
явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.
Античный миф: происхождение мира и богов («Рождение Зевса»,
«Олимп»). Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
8

ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА.
Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Загадки, пословицы, поговорки. Сказки. Волшебная сказка: «Царевналягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая
сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в
сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России.
Бытовая сказка «Падчерица».
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Создание первичных представлений о древнерусской литературе.
Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни
государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.
БАСНИ НАРОДОВ МИРА .
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басни «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград». Жан де Лафонтен. Краткие сведения о баснописце.
Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград». Сравнение
басни Лафонтена с басней Эзопа. Раскрытие характеров персонажей в
баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы
дидактизма в басне.
РУССКАЯ БАСНЯ
Русские басни. Русские баснописцы XVIII -XIX веков. Нравственная
проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость,
хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество —
основные темы басен. Русская басня в XX веке.
М.В. Ломоносов.
Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в
пиру...».
И.А. Крылов.
Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и
нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.
В.В.Михалков. Басни «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
А.С. ПУШКИН .
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и
книга. А.С.Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне».
Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога», «Зимнее
утро». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская
сказка — прямая наследница народной» (С.Я. Маршак). Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в
сказке А.С. Пушкина; благодарность, верность, преданность, зависть,
9

подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
ПОЭЗИЯ XIX ВЕКА О РОДНОЙ ПРИРОДЕ
М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива...»
Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..»
Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной...»,
А.А. Фет «Чудная картина...»
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ .
Краткие сведения о детских годах поэта. Стихотворение «Бородино».
История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в
изображении М.Ю.Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература. Любовь к родине, верность долгу.
Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах), инверсия, риторическое восклицание; звукопись (аллитерация, ассонанс); повествование, монолог, диалог.
Н.В. ГОГОЛЬ .
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и творчестве Н.В.
Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд, обрядов и поверий; образы и сюжет повести. Зло и добро в повести.
И.С. ТУРГЕНЕВ.
Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворения в прозе
«Два богача», «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы
центральные и второстепенные; образ Герасима. Тематика и социальнонравственная проблематика рассказа. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».
Н.А. НЕКРАСОВ .
Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам
стихотворения. Стихотворение «Тройка». Судьба русской женщины.
Л.Н. ТОЛСТОЙ .
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская
школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история произведения. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в рассказе. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин).
Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и
взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям.
А.П. ЧЕХОВ.
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни Чехова. Рассказы «Пересолил», «Злоумышленник»: темы; приемы создания характеров и си10

туаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
И.А. БУНИН.
Детские годы И.А. Бунина. История рода. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни писателя. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы
ее раскрытия; художественное богатство стихотворения; второй план в
стихотворении. Рассказы «В деревне», «Подснежник»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажей; образы главных героев. Выразительные средства создания образов.
Л.Н. АНДРЕЕВ .
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: тематика и
нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание,
чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в
жизни мальчика. Значение финала.
А.И. КУПРИН .
Краткие сведения о писателе. Детство, отношение к языку. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.
А.А. БЛОК .
Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские
места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение
поэта чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение
«Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное
своеобразие стихотворения.
С.А. ЕСЕНИН.
Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения:
«Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы
сжаты, рощи голы...». Единство человека и природы. Малая и большая
родина.
А.П. ПЛАТОНОВ .
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказы «Никита»,
«Цветок на земле». Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе
начало в окружающем мире); образы главных героев; своеобразие языка.
П.П. БАЖОВ .
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в
сказе П.П.Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания
художественного образа.
Н.Н. НОСОВ .
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система
образов.
В.П. АСТАФЬЕВ .

11

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро»: тема и идея
рассказа; цельность произведения, взаимосвязь всех элементов повествования; глубина раскрытия образа.
Е.И. НОСОВ.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти
спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
РОДНАЯ ПРИРОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА
В.Ф. Боков. «Поклон»;
Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;
Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья» ;
В.И. Белов. «Весенняя ночь»;
В.Г. Распутин. «Век живи — век люби» (отрывок).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Д. ДЕФО .
Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии,
характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.
Х.К. АНДЕРСЕН .
Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и
внутренняя красота, благодарность.
М. ТВЕН.
Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы в творчестве. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир
детства и мир взрослых.
Ж. РОНИ-СТАРШИЙ .
Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные
главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и
природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического
человека.
ДЖ. ЛОНДОН .
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише».
Период раннего взросления, обстоятельства жизни: добро и зло, благородство, уважение взрослых.
А. ЛИНДГРЕН.
Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).

6

класс
12

ВВЕДЕНИЕ
О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства
(музыка, живопись, театр, кино).
Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и
жизни общества; человек и литература; книга – необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.)
ИЗ ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ
Мифы «Пять веков», «Прометей», «Яблоки Гесперид» Отражение в
древнегреческих мифах представлений о времени, человеческой истории, героизме; стремление познать мир и реализовать свою мечту.
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Легенды, предания, сказки
«Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана»,
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления
о добре и зле; краткость, образность.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем» «Поучение» Владимира Мономаха (фрагмент). Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях.
Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие, любовь к родине,
мужество и др.)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
М.В. ЛОМОНОСОВ
Годы учение. Отражение позиции ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные по дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей
ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония – основные
мотивы стихотворения; идея стихотворения.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
В.А ЖУКОВСКИЙ
Краткие сведения о писателе. Личность поэта. В.А. Жуковский и А.С.
Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»:
фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями
народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема
любви в балладе. Художественная идея произведения.
А.С. ПУШКИН
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С.
Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда…», «Зимнее утро», «Зимний вечер». Интерес к
истории России: «Дубровский» - историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и
несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы
в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «На севере диком
стоит одиноко…», «Листок». Многозначность художественного образа.
Н.В. ГОГОЛЬ

13

Повесть «Тарас Бульба». Тематика и проблематика повести (любовь к
родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании
повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с
героическим эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля.
И.С. ТУРГЕНЕВ
«Записки охотника»: творческая история и особенности композиции.
Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; нравственные ценности: милосердие, порядочность, доброта; образ
лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору
учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей
произведения. Стихотворение «В дороге»: выразительность и точность поэтического звучания.
Н.А. НЕКРАСОВ
Гражданская позиция Н.А. Некрасова. Темы народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре
страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…». Основной
пафос стихотворения: разоблачение социальной несправедливости. Выразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщинытруженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап» «Что за человек мой
отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н.
Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство»
(добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарность, милосердие, сострадание).
В.Г.КОРОЛЕНКО
Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы
доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и
взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.
А.П. ЧЕХОВ
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы, приемы создания характеров
персонажей. Отношение автора к героям. Приемы создания комического эффекта.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
И.А. БУНИН
Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина.
Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душевный мир крестьянина в изображении писателя.
А.И. КУПРИН
Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные
темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.
С.А. ЕСЕНИН
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди
меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворений. Одухотворенная природа
— один из основных образов поэзии С.А. Есенина.
М.М ПРИШВИН

14

Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная
природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.
Н.М. РУБЦОВ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения «Звезда полей», «Тихая моя
родина». Человек и природа в стихотворениях. Образный строй.
А.А. АХМАТОВА
Краткие сведения о поэте. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», «Родная земля». Тема духовной свободы народа. Защита основ жизни. Клятва поэта в верности и любви
к родине. Значение русского языка.
ИЗ ПОЭЗИИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига,
долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: М.В. Исаковский «В прифронтовом лесу»; С.С.Орлов «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов
«Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г.Гамзатов «Журавли»; Д.С. Самойлов «Сороковые».
В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«СКАЗКА О СИНДБАДЕ-МОРЕХОДЕ» ИЗ КНИГИ «ТЫСЯЧА И ОДНА
НОЧЬ»
История создания, тематика, проблематика.
Я. и В. ГРИММ
Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.
О. ГЕНРИ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве
— с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе). «Дары волхвов»: жанр новеллы. Тема бедности, любви, счастья.
ДЖ. ЛОНДОН – 4 часа
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.
7

класс
ВЕДЕНИЕ
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование.
Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество,
творческая история произведения.
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
БЫЛИНЫ
«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловейразбойник». А.К.Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая
речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, отражение в
былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

15

Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая..»,
«Говорили – сваты на конях будут»); лирические песни ( «Подушечка моя пуховая..»); лиро-эпические песни ( «Солдатская»). Лирическое и эпическое
начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в фольклорной песне.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего..», «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
М.В. ЛОМОНОСОВ
Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «Ода на день восшествия
на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы
Петровны, 1747 года» (отрывок), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность
поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы.
Теория «трех штилей» (отрывки). Основные положения и значение теории о
стилях художественной литературы.
Г.Р. ДЕРЖАВИН
Биография Г.Р. Державина (по страницам книги В.Ф. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти. Сопоставление стихотворного переложения 81 псалма с оригиналом.
Д.И. ФОНВИЗИН
Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер: поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы комедии;
позиция писателя.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
А.С. ПУШКИН
Тема дружбы и долга, свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта:
«К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…»), «Во глубине сибирских
руд…». Любовь к родине, уважение к предкам: «Два чувства дивно близки к
нам…». Человек и природа: «Туча». Тема власти, жестокости, зла: «Анчар».
«Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы – предсказание, предзнаменование, предвидение, провидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема
России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и исторических личностей в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история произведений.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Стихотворения: «Три пальмы», «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни..»
(родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные образы поэмы и художественные при16

емы их создания; речевая характеристика героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни…».
Н.В. ГОГОЛЬ
Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема – изображение чиновничества и
жизни «маленького человека». Новаторство писателя. Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. История замысла.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Общая характеристика цикла «Записки охотника». Многообразие и
сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и
Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные
отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная
тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям),
Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство произведения.
Н.А. НЕКРАСОВ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом…», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная – основная тема
произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель
и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, достоинство; чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик
двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки; труд, власть, справедливость; приемы
создания образа помещика. Позиция писателя.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Л.Н. Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек на войне, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита
Отечества – основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.
Н.С.ЛЕСКОВ
Краткие биографические сведения. «Лесков – писатель будущего» (Л.Н.
Толстой). Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея. Образный мир произведения.
А.А. ФЕТ
Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом…»,
«Вечер». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.
А.П. ЧЕХОВ
Рассказы «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитание, самоунижение. Своеобразие сюжета,
способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция автора.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА О РОССИИ
Н.М. Языков «Песня»; И.С. Никитин «Русь»; А.Н. Майков «Нива»; А.К.
Толстой «Край ты мой, родимый край!»
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
17

М. ГОРЬКИЙ
Повесть «Детство» (главы по выбору); «Легенда о Данко» (из рассказа
«Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе; становление характера юного героя; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость); авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия идеи.
И.А. БУНИН
Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер…». Человек и природа в стихах И.А. Бунина. Размышления о своеобразии поэзии: «Как я пишу».
Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость,
покорность, смирение – основные мотивы рассказа; образы-персонажи; образ
природы; образы животных и их значение в художественной идеи рассказа.
А.И. КУПРИН
Рассказы «Чудесный доктор», «Allez!». Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.
А.С. ГРИН
Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагмент). Творческая история произведения. Своеобразие образного мира повести. Экранизация повести.
В.В. МАЯКОВСКИЙ
Стихотворение Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт
и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.
С.А. ЕСЕНИН
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Каждый труд благослови, удача…», «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и
природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.
И.С. ШМЕЛЕВ
Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. Роман «Лето Господне» (глава «Яблочный спас»). Автобиографические
мотивы. Роль эпиграфа. Сказочная манера. Сопоставление с «Левшой» Н.С.
Лескова.
М.М. ПРИШВИН
Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
К.Г. ПАУСТОВСКИЙ
Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» - по выбору). Чтение и обсуждение
фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина;
образ рассказчика в произведении.
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Стихотворение «Не позволяй душе лениться!..». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, труд – основные нравственные достоинства
человека.
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ
Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями…» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни…». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и

18

смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память – основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.
ЛИРИКА ПОЭТОВ-УЧАСТНИКОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ВОЙНЫ
Н.П. Майоров «Творчество»; Б.А. Богатков «Повестка»; М. Джалиль
«Последняя песня»; В.Н. Лобода «Начало».
Б.Л. ВАСИЛЬЕВ
«Летят мои кони» (фрагмент). Рассказ «Экспонат №…». Название рассказа и его роль в раскрытии художественной идеи произведения, проблема
истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
В.М. ШУКШИН
Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М.
Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Чудик». Простота и нравственная высота героя.
ПОЭТЫ XX ВЕКА О РОССИИ
Г. Тукай «Родная деревня»; А. А. Ахматова «Мне голос был…»; М.И.
Цветаева «Рябину рубили зорькою…»; И. Северянин «Запевка»; Н. Рубцов «В
горнице»; Я.В. Смеляков «История»; А.И. Фатьянов «Давно мы дома не были…»; А.Я. Яшин «Не разучился ль…»; К.Ш. Кулиев «Когда на меня навалилась
беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»; Р.Г. Гамзатов «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Мой Дагестан»; А.А. Вознесенский «Муромский
сруб»; А.Д. Дементьев «Волга».
Своеобразие раскрытия темы Родины в стихах поэтов XX века.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
У. ШЕКСПИР
Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных
дум…», «Прекрасное прекрасней во сто крат…», «Уж если ты разлюбишь –
так теперь…», «Люблю, - но реже говорю об этом….», «Её глаза на звезды не
похожи…».Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в
сонетах У. Шекспира.
МАЦУО БАСЁ
Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой, своеобразием образов и структуры.
Р. БЁРНС
Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата»,
«Джон Ячменное Зерно» (по выбору). Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.
Р.Л. СТИВЕНСОН
Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья,
«Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность – наиболее привлекательные качества героя.
А.ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ
Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей» (в сокращении),
сказка «Маленький принц». Добро, справедливость, мужество, порядочность,
честь, ответственность в понимании писателя и его героев. Основные события
и позиция автора.
Я. КУПАЛА
Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского
народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский – переводчики Я. Купалы.

8 класс
19

ВВЕДЕНИЕ
Своеобразие курсов литературы в 8 классе. Художественная литература
и история. Значение художественного произведения в культурном
наследии страны. Творческий процесс.
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Историческая песня: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение
Филарета», «Разин и девка-астраханка», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска…»). Период создания
русских исторических песен. Связь с представлениями и исторической
памятью народа и отражение их в песне; песни-плачи; средства выразительности в исторической песни; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Житие Сергия Радонежского», Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» (фрагмент), «Слово о погибели земли», «Житие Александра
Невского» (фрагмент). Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина нравственных представлений о человеке; благочестие,
доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси – основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое и жанровое многообразие древнерусской литературы.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Г.Р. ДЕРЖАВИН
Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и взглядов поэта. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа»
(служба, служение, власть и народ, поэт и власть – основные мотивы
стихотворений). Тема отношений поэта и власти; поэт и поэзия.
Н.М. КАРАМЗИН
Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза»
- новая эстетическая реальность. Проблематика и тематика, новый тип
героя, образ Лизы.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА –
В.А. Жуковский «Лесной царь», «Море», «Невыразимое» . К.Ф. Рылеев
«Иван Сусанин», «Смерть Ермака».
Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образновыразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений.
А.С. ПУШКИН
Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И.
Пущину», «Бесы», «Маленькие трагедии», повесть «Пиковая дама» (обзор). Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и долг, любовь и дружба, честь, вольнолюбие; осознание предначертанья, провидение, случай и судьба; независимость, ответственность; литература и
история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и
героям. Новый тип исторической прозы.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Кавказ и в жизни и творчестве поэта. Поэма «Мцыри»: свободолюбие,
гордость, сила духа – основные мотивы поэмы; художественная идея и
20

средства её выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри – любимый идеал Лермонтова» (В.Г. Белинский).
Н.В. ГОГОЛЬ
Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Гоголя: разоблачение пошлости,
угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о
любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, противоречивость характера.
Н.А. НЕКРАСОВ
Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в
изображении поэта. «Внимая ужасам войны…», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворениях.
А.А. ФЕТ
Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А.
Фета: «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Целый мир от красоты…»,
«Учись у них: у дуба, у березы…». Гармония чувств, единство с миром
природы, духовность – основные мотивы лирики А.А. Фета.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (обзор; главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола –
рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание
любви – основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба
рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
М. ГОРЬКИЙ
Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Макар Чудра», «Мой
спутник» (обзор). Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные
ценности. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.
В.В. МАЯКОВСКИЙ
Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».
О СЕРЬЕЗНОМ – С УЛЫБКОЙ (САТИРА НАЧАЛА XX ВЕКА)
Н.А. Тэффи «Свои и чужие». М. Зощенко «Обезьяний язык». Большие
проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное
своеобразие рассказов; от анекдота – к фельетону, от фельетона – к
юмористическому рассказу.
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» (по выбору). Поэт
труда, духовной красоты. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого
1950-60-х годов.
М.В. ИСАКОВСКИЙ
21

Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги
сожги родную хату…», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века.
Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в
творчестве В.П. Астафьева; рассказ «Фотография, на которой меня нет».
Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ
Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского:
«За далью – даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.
В.Г. РАСПУТИН
Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В.Г.
Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».
Новое раскрытие темы детства на страницах повести. Центральный
конфликт и основные образы повествования. Сострадание, справедливость, границы дозволенного. Милосердие, готовность прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях
силового соперничества.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
У. ШЕКСПИР
Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты). Певец великих и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.
М. СЕРВАНТЕС
Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция
писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.
9 класс
ВВЕДЕНИЕ
Подведение итогов изучения литературы в 5-8 классах. Своеобразие изучения литературы в 9 классе; историко-литературный процесс.
Литературные направления, школы, движения. Периодизация литературного процесса. Развитие литературы от устного народного творчества, древнерусской литературы, литературы XVIII, XIX, XX веков. Литература и история: этические и эстетические взгляды.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
У. ШЕКСПИР
Жанровое многообразие драматургии У. Шекспира. Проблематика трагедий. Низкое и высокое, сиюминутное и общечеловеческое, злое и доброе в трагедии «Гамлет». Центральный конфликт пьесы. Образы Гамлета и Офелии в русском искусстве XX века.
Ж.Б. МОЛЬЕР
22

Краткие сведения о драматурге. «Высокая комедия» Ж.Б. Мольера (обзор), Тематика проблематика комедий Мольера. Комедия «Мнимый
больной»: основной конфликт пьесы; объекты уничтожающего смеха;
группировка образов в комедии.
И.В. ГЁТЕ
Краткие сведения о поэте. И.В. Гёте – выдающийся деятель немецкого
Просвещения. «Фауст» - вершина философской литературы. И.В. Гёте в
России.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Слово о полку Игореве»: история написания и публикации, основная
проблематика, система образов (образы-персонажи, образ-пейзаж, образы животных), центральная идея, значение «Слова…» в истории русской
литературы и культуры. Оригинал и переводы; мысль о единстве Русской земли; проблема ответственности за судьбу Руси в «Слове…».
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
А.Н. РАДИЩЕВ
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС КОНЦА XVIII – НАЧАЛА XIX ВЕКА ( 1
час)
Характеристика литературных явлений этого периода: классицизм, сентиментализм, романтизм.
Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX
века. Исторические предпосылки русского романтизма, его национальный особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева,
Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течение в русском
романтизме.
А.С. ГРИБОЕДОВ
Основные вехи биографии А.С. Грибоедова: писатель, государственный
деятель, дипломат. Комедия «Горе от ума». Творческая история. Личное
и социальное в конфликте. Своеобразие языка. Группировка образов.
Комедия в истории культуры России. Комедия в русской критике (И.А.
Гончаров и Д.И. Писарев о «Горе от ума»). Человек и государство, проблема идеала, нравственная проблематика. Художественное богатство
комедии. Современные дискуссии о комедии.
ПОЭТЫ ПУШКИНСКОГО КРУГА
К.Н. Батюшков «Переход русский войск через Неман 1 января 1813 года» (отрывок из большого стихотворения); «Мой гений», «Надпись к
портрету Жуковского», «Есть наслаждение и в дикости лесов…»; А.А.
Дельвиг «Романс», «Русская песня», «Идиллия»; Е.А. Баратынский
«Разуверение», «Чудный град порой сольется…», «Муза»; Н.М. Языков
«Родина», «Пловец».
Краткие сведения об авторах, тематика и проблематика лирики, романтическое движение, жанровый состав, А.С. Пушкин и поэтысовременники.
А.С. ПУШКИН
23

Творческая биография А.С. Пушкина, темы и мотивы лирики, жанровое
многообразие лирик, тема поэта и поэзии: «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Арион», «Анчар», «Пророк», «К***» («Я
помню чудное мгновенье…»), «Я вас любил…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»; романтическая поэма «Цыганы». Художественные особенности поэмы – время, пространство, персонажи, язык;
основная проблематика поэмы в контексте литературных дискуссий
времени. Переход к реализму: «Повести Белкина». Богатство образов и
характеров «Повестей…». Центральная проблематика. Пробуждение в
читателе «чувств добрых» - нравственная позиция писателя. Реализм
прозы А.С. Пушкина.
Роман в стихах «Евгений Онегин»: творческая история, основная проблематика и система образов. Образ автора в романе. Художественные
открытия в «Евгении Онегине». «Энциклопедия русской жизни» - В.Г.
Белинский о романе. Современные дискуссии о романе. Комментарий к
роману.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Творческая биография М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин: стихотворение «Смерть поэта». Образ поэта в представлении М.Ю.
Лермонтова: стихотворение «Поэт». Темы и мотивы лирики: «Нет, я не
Байрон…», «Я жить хочу», «Пророк», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Три пальмы», «И скучно и
грустно…», «Дума», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»).
Роман «Герой нашего времени»: сюжет, фабула, композиция. Гражданская активность и смысл жизни, светская жизнь и светские представления, позиция писателя. Внутренняя связь проблематики романа с лирикой поэта. Художественное совершенство романа. Печорин и другие
персонажи. Место и роль двух предисловий. Идейно-композиционное
значение главы «Фаталист». В.Г. Белинский о романе.
Н.В. ГОГОЛЬ
Творческая биография Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души»: образы
помещиков, новый тип героя, отношение писателя к изображаемым явлениям, помещичий и чиновничий быт в изображении Н.В. Гоголя, художественное своеобразие произведения.
Ф.И. ТЮТЧЕВ
Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики: «С поляны коршун
поднялся…», «Как весел грохот летних бурь…» и три стихотворения по
выбору. Вечные темы и мотивы, нравственная позиция поэта, лирика
размышлений и философская лирика. Художественное своеобразие стихотворений.
А.А. ФЕТ
Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики. Любовь, природа и
человек: «Какая ночь!..» «Я тебе ничего не скажу…», «Какая грусть!
Конец аллеи…». Художественное своеобразие стихотворений.
Теория литературы: медитативная лирика.
.
Н.А. НЕКРАСОВ

24

Творческая биография Н.А. Некрасова. Отражение в лирике гражданской позиции и взглядов революционной демократии: «Памяти Добролюбова».
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ
Основные вехи биографии. Роман «Бедные люди»: материальное и духовное в произведении, характеристика образов, позиция писателя. Развитие темы «маленького человека». Ф.М. Достоевский и Н.В. Гоголь.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Основные вехи биографии. Автобиографическая проза: повесть
«Юность». Нравственные идеалы, мечты и реальность, становление
личности, основные приемы создания образов.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС НАЧАЛА XX ВЕКА
Развитие реализма, новые эстетические школы. Модернистские течения.
Всеобщая тяга к культуре.
М. ГОРЬКИЙ
Основные вехи биографии. Своеобразие прозы раннего М. Горького.
Рассказ «Челкаш». Рассказы «Двадцать шесть и одна», «Супруги Орловы» - по выбору. Основной конфликт: люди «дна» и проблема человеческого в человеке; художественная идея. «Песня о Буревестнике».
ИЗ ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Многообразие поэтических голосов эпохи (стихи А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, М.И. Цветаевой, Н.С. Гумилева, А.А. Ахматовой). Основные темы и мотивы.
М.А. БУЛГАКОВ
Основные вехи биографии. Повесть «Собачье сердце». Проблематика и
образы. Художественная идея повести. Пафос произведения и авторская
позиция.
М.А. ШОЛОХОВ
Основные вехи биографии. Русский характер в изображении М.А. Шолохова. Рассказ «Судьба человека»: образы, роль сюжета и композиции
в раскрытии художественной идеи. Проблема человека на войне.
А. Т. ТВАРДОВСКИЙ
Сведения о поэте. Военная тема в лирике А.Т. Твардовского: «Я убит
подо Ржевом...», «Лежат они, глухие и немые...». Мотивы исторической
и человеческой памяти в послевоенной лирике. Художественное своеобразие лирики А.Т. Твардовского о войне.
А.И. СОЛЖЕНИЦЫН
Основные вехи биографии писателя. А.Т. Твардовский в писательской
судьбе А.И. Солженицына. Рассказ «Матренин двор». Творческая история произведения. Реалии и художественные обобщения в рассказе.
Традиции Н.А. Некрасова. Образы Матрены и рассказчика. Самостоятельный анализ рассказа «Как жаль».
Ч.Т. АЙТМАТОВ
25

Автобиография писателя. Воспоминания о детстве. Этапы творческого
пути. Повесть «Джамиля». Образы главных героев. Национальный характер в изображении писателя. Тема обновления, нравственного пробуждения личности. Основной конфликт. Своеобразие композиции. Духовно-нравственная проблематика повести.
B.C. ВЫСОЦКИЙ
Основные вехи творческой биографии. Воспоминания родных и друзей.
Стихотворения, посвященные поэту. Авторская песня — новое явление
в русской литературе XX века. Основные темы и мотивы авторской песни. Тематика песен B.C. Высоцкого.

3. Тематическое планирование с указанием количества
часов, отводимых на освоение каждой темы
5
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
6

№ п./п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

класс
Название раздела

Кол-во час.

Введение. Роль книги в жизни человека.
Мифы.
Устное народное творчество
Древнерусская литература
Басни народов мира
Русская литература 19 в
Поэзия о родной природе
Русская литература 20 в
Писатели о родной природе
Зарубежная литература
Итоговый урок

1
3
9
2
7
35
2
27
1
12
2

класс

Название раздела
О литературе, писателе и читателе. Книга и
её роль в жизни человека.
Мифы
Устное народное творчество
Древнерусская литература
Русская литература 18 в
Русская литература 19 в
Русская литература 20 в
Поэзия о Великой Отечественной войне
Зарубежная литература
Итоговый урок
26

Кол-во часов
1
3
5
5
3
48
18
2
11
2

7
п/п

класс
Название раздела

ние
2
Устное народное творчество
ерусская литература
Русская литература 18 в
Русская литература 19 в
Поэзия 19 в
Русская литература 20 в
а поэтов – участников Великой Отечественной
войны
20 в о России
ежная литература
Итоговый урок
8
класс
Название раздела
№ п/п
1.
Художественная литература и история
2
Устное народное творчество
3.
Из древней Литературы
4.
Русская литература 18 в
5.
Русская литература 19 в
6
Русской литература 20 века
7
Зарубежная литература
8
Итоговые уроки
9
класс
Название раздела
№ п/п
1
2

3

4

5

6

Введение. Шедевры мировой литературы
Из древнерусской литературы.Историческая
основа «Слова»…Жанровое и тематическое
своеобразие древнерусской литературы.
Из русской литературы XVIII века.Особенности литературы 18 века. Урок
– лекция. Основные тенденции развития.
Русский классицизм.
Литература первой половины XIX века. Становление и развитие русского романтизма. Основные темы творчества В.А. Жуковского
Из литературы XX века (обзор с обобщением ранее изученного).Своеобразие русской
прозы рубежа веков.
Итоговый урок. Рекомендации к летнему чтению.

27

Кол-во ч.

Кол-во часов
1
2
3
7
43
27
6
2
Кол-во часов
1
5

8

83

5

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».