География 5-9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования,
утверждённой приказом № 01-12/324 от 31.08.2021 г.
Срок реализации программы 5 лет.

Рабочая программа учебного предмета
«География»
для учащихся 5-9 классы

г. Светогорск
2021

Рабочая программа «ГЕОГРАФИЯ» 5-9 класс
Учебная программа по географии составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МО и Н РФ
от17.12.2010 № 1897), на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и примерной
программы основного общего образования по географии, программой 5-9 класс ФГОС «География»,
автор - составитель: Е.М. Домогацких. Москва, Учебники - Издательский центр «Русское слово». 20162018 г.
В данной программе также учитываются основные идеи и положения программы формирования
универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программами
начального общего образования.

1.

Планируемые результаты освоения учебной программы
Программа позволяет добиваться следующих результатов:
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне
образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных
мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных,
гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного
развития:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики
3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
4) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего
образования являются:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей,
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований,
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение;
10)
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение
устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11)
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции);
12)
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
1)
формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о
географических знаниях как компоненте научной картины мира, в том числе задачи охраны окружающей
среды и рационального природопользования;
2)
формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы
географического мышления для осознания своего места в целостном, много-образном и быстро
изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3)
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и
неоднородности Земли;
4)
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для
определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том
числе её экологических параметров;
5)
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как
одного из языков международного общения;
6)
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической
информации;
7)
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в
повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов.
5 класс
Ученик научится:
Объяснять существенные признаки понятий: географический объект, глобус, земная ось, географический
полюс, экватор, литосфера, земная кора, рельеф, гидросфера, океан, море, река, озеро, атмосфера, погода,
биосфера, природный комплекс.
Использовать понятия для решения учебных задач по наблюдению и построению моделей
географических объектов, по созданию модели внутреннего строения Земли, по созданию модели родника, по
созданию самодельных метеорологических измерителей, по определению правил ухода за комнатными
растениями.
Приводить примеры географических объектов своей местности, планет земной группы, , стихийных
природных бедствий в литосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях, редких явлений в
атмосфере, почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли, стихийных
природных бедствий в биосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.
Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и
природными сезонами, временами года, между природными условиями и особенностями растительного и
животного мира тропического, умеренных, полярных поясов, океана. Отбирать источники географической
информации для определения высоты Солнца над горизонтом, для объяснения происхождения
географических названий, для составления описаний погоды, коллекции комнатных растений, животных.
Оценивать прогноз погоды, составленный по народным приметам.
Применять приобретенные знания и умения для проведения фенологических наблюдений, изображения
Земли из космоса для определения географических объектов и их состояний. Ученик получит возможность
научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных
приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

6 класс
В результате изучения начального курса географии учащийся должен знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию,
масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и
путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи
между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- составлять краткую географическую характеристику разныхтерриторий на основе разнообразных источников
географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и
местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик
компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе
эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентироваться на местности
- наблюдать за фенологическими изменениями в природе своей местности и за погодой, состоянием воздуха,
воды и почвы в своей местности; Контрольные работы по темам:
Открытие и изучение Земли Географическая карта» «Литосфера» «Гидросфера» «Атмосфера»
7класс
В результате изучения географии материков и океанов ученик должен знать:
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию, масштабу,
способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и
путешествий;
- географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате
деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли, различия в
хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением,
природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных стран;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном
и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных техногенных
явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических
объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям
окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров
производства важнейших видов продукции, а также крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных
источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и
местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик
компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе
эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и
дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее
использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных
бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников:
картографических, статистических, геоинформационных.
Контрольные работы по темам: «Африка»
«Австралия и Океания» «Антарктида» «Северная Америка» «Южная Америка» «Евразия»
8 класс
В результате изучения географии России ученик должен знать/понимать
- специфику географического положения Российской Федерации; особенности ее природы,
природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологическихпроблем на локальном, региональном
и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных
явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических
объектов и явлений, разных территорий России, их обеспеченности природными ресурсами, экологических
проблем;
-приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям
окружающей среды;
-составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников
географической информации и форм ее представления;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик
компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе
эмпирические зависимости;
- решать практические задачи по определению качества окружающей среды своей местности, ее
использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных
бедствий и техногенных катастроф;
- проводить самостоятельный поискгеографической информации на местности из разных источников:
картографических, статистических, геоинформационных.
Контрольные работы по темам:
«Географическое положение и формирование государственной территории России» «Рельеф» «Климат России»
«Внутренние воды России» «Общая характеристика природы России» «География своей республики»
9 класс
В результате изучения географии учащийся должен знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию,
масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и
путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи
между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в
хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением,
природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской
Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных
зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном
и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных
явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических
объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических проблем;

- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям
окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров
производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и
внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных
источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и
местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик
компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе
эмпирические зависимости;
- ориентироваться на местности, определять поясное время, читать карты различного содержания;
- наблюдать фенологические изменения в природе своей местности; проводить наблюдени я за отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдать за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определять комфортные и
дискомфортные параметры природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решать практические задачи по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию,
сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных
катастроф;
проводить самостоятельно поиск географической информации из разных источников картографических,
статистических, геоинформационных
2.

Содержание учебного предмета «География»
Предмет «География» состоит из следующих курсов:
1. Введение в географию География. Начальный курс.
2. География. Материки и океаны.
3. География России. Часть I. Природа России.
4. География России. Часть II. Население и хозяйство России.

Тема

Общее
Распределение часов по классам
количест во
5 кл 6 кл
7кл 8 кл
9кл
часов

Наука география
Земля и ее изображение. Географическая карта
История географических открытий
Путешествие по планете Земля Мировой океан.

2
18
17
14

2
5
12
10

Природа Земли:
Литосфера
Атмосфера
Гидросфера
Биосфера
Почва и географическая оболочка
Взаимодействие человека и природы

59

2

9
17

9

4
5
4

7
8
4
9
2
4
1

6
4

2
9

6
8
9
3
3
2

5

Материки планеты Земля
Африка
Австралия
Антарктида
Южная Америка
Северная Америка
Евразия

43

Россия на карте мира
Природные зоны России
Крупные природные районы России
Население России
Отрасли хозяйства России
Природно-хозяйственная характеристика России

11
6
10
9
19
21

9
6
10
8
11
8
12
5
6
10

6

9
19
21

«География. Введение в географию» (5 класс)
Первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса
формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их
взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение
географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также
приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется
изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности
используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсов
географии России. Наука география. География как наука. Предмет географии. Методы географических
исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.
Земля и ее изображение. Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт
Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус - модель Земного шара. Географическая карта и план
местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. космические снимки. Компас. Ориентирование на
местности.
История географических открытий. Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на
«Кон-Тики». Плавание финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествия Пифия.
Географические открытия викингов. Путешествия Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь и
деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной земли.
Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции.
Открытие Антарктиды.
Путешествие по планете Земля. Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды.
Движение воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана
для природы и человека. . особенности природы и населения материков Земли. Природа Земли. Что такое
природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и е части: литосфера, атмосфера, гидросфера и
биосфера.
Природа своей местности . Весенняя экскурсия: «Наблюдения за сезонными изменениями в природе».
Растительный и животный мир своей местности. Исследователи и путешественники Республики Хакасия.
Географическая игра на местности: «Азимут»
Курс «География. Начальный курс» (6 класс)
Земля как планета. Земля и Вселенная. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и
движение Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные
следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Градусная сеть, система географических координат.
Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла по поверхности Земли. Тепловые пояса.
Географическая карта. Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его виды.
Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. Виды карт по масштабу и содержанию. Понятие о плане
местности и топографической карте. Азимут. Изображение
рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и
глубин. Значение планов и карт в практической деятельности человека Литосфера. Внутреннее строение
земного шара: ядро, мантия, земная кора, литосфера. Движения земной коры. Горные породы, слагающие

земную кору: магматические, осадочные, метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их
размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры.
Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние
силы, изменяющие поверхность Земли. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной
деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы. Атмосфера. Атмосфера: ее
состав, строение и значение. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Особенности
суточного и годового хода температуры. Водяной пар в атмосфере. Облака. Атмосферные осадки. Климат и
климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты над уровнем моря,
удаленности от океана. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса. Погода, причины ее
изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от
географической широты и высоты местности над уровнем моря. Адаптация человека к климатическим условиям.
Гидросфера. Гидросфера и ее состав. Значение гидросферы. Мировой круговорот воды. Воды суши. Подземные
воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки:
горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Реки равнинные и горные. Питание рек. Пороги и
водопады. Озера сточные и бессточные. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные)
Биосфера. Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира.
Приспособление живых организмов к среде обитания в разных ПЗ. Взаимное влияние организмов и неживой
природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП. Почва и географическая оболочка. Почва.
Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о ГО.
Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами ГО:
литосферой, атмосферой, гидросферой, биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. ПЗ
земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием
деятельности человека.
Курс «География. Материки и океаны» (7 класс)
Раздел 1. Планета, на которой мы живем
Литосфера - подвижная твердь. Материки и океаны. Части света. Острова: материковые, вулканические,
коралловые. Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Ледниковый период. Строение земной коры.
Материковая и океаническая земная кора. Дрейф материков и теория литосферных плит. Процессы,
происходящие в зоне контактов литосферных плит и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины.
Складчатые пояса и горы. Эпохи горообразования. Сейсмические и вулканические пояса планеты.
Атмосфера - мастерская климата. Пояса Земли: тепловые увлажнения, атмосферного давления. Воздушные
массы и климатические пояса. Особенности климата основных и переходных климатических поясов. Карта
климатических поясов. Климатограммы. Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние
океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата.
Разнообразие климатов Земли. Мировой океан - синяя бездна. Понятие о Мировом океане. Части Мирового
океана. Глубинные зоны Мирового океана. Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды.
Классификация морских течений. Циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Океан
- колыбель жизни. Виды морских организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты. Особенности
природы отдельных океанов
Географическая оболочка - живой механизм. Понятие о ГО. ПК (ландшафт). Природные и антропогенные
ландшафты. Свойства ГО: целостность, ритмичность, зональность. Закон географической зональности. ПК
разных порядков. ПЗ. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и
широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о высотной поясности.
Человек - хозяин планеты. Возникновение человека и предполагаемые пути его расселения по материкам.
Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества.
Присваивающее и производящее хозяйство. Охрана природы.
Международная Красная книга. Особо охраняемые природные территории. Всемирное природное и культурное
наследие. Численность населения Земли и его размещение. Человеческие расы. Народы. География религий.
Политическая карта мира. Этапы ее формирования. Страны современного мира.
Раздел II. Материки планеты Земля (43 часа)
Африка - материк коротких теней. История открытия, изучения и освоения. Особенности ГП и его влияние на
природу материка. Африка - древний материк. Главные черты рельефа и геологического строения: преобладание
плоскогорий и Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды. Африка - самый
жаркий материк. Величайшая пустыня мира - Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория,
Танганьика. Саванны. Национальные парки Африки. Неравномерность размещения населения, его быстрый рост.
Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение
природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Австралия - маленький великан. История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый
маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и
уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность
расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием.
Австралийский Союз - страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия Океания - островной
регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.
Антарктида - холодное сердце. Особенности ГП. Самый изолированный и холодный материк планеты. История
открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый
подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические научные станции.
Южная Америка - материк чудес. ГП - основа разнообразия природы Южной Америки. История открытия,
изучения и освоения. Основные черты природы. Горы и равнины Южной Америки. Богатство рудными полезными
ископаемыми. Разнообразие климатов. Самый влажный материк. Амазонка - самая полноводная река планеты.
Реки - основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный мир материка. Население и регионы
Южной Америки. Смешение трех рас. Равнинный восток и горный запад. Особенности человеческой деятельности
и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия
Северная Америка - знакомый незнакомец. ГП. История открытия, изучения и освоения. Геологическое
строение и рельеф. Великие горы и равнины. Стихийные бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые.
Разнообразие типов климата. Реки Северной Америки. Великие американские озера. Широтное и меридиональное
простирание ПЗ. Богатство растительного и животного мира. Формирование населения материка. Современное
население. Регионы Северной Америки. Англо-Америка, Центральная Америка и Латинская Америка.
Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты
природного и культурного наследия.
Евразия - музей природы. Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы.
Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство
полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли.
Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк.
Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии
человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия - древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под
ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия. Раздел 3. Взаимоотношения природы и
человека. Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности
людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных
растений. ПК своей местности. Природоохранная деятельность в Хакасии.
Курс «География России» (8-9 класс) Часть I.
Природа России (8 класс) Географическая карта и источники географической
информации
Географическая карта и ее математическая основа. Картографические проекции и их виды. Масштаб. Система
географических координат. Топографическая карта. Особенности топографических карт. Навыки работы с
топографической картой. Космические и цифровые источники информации. Компьютерная картография.
Мониторинг земной поверхности.
Россия на карте мира»
Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Границы
России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и
пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте
часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей. История
изучения территории России»
Русские землепроходцы XI-XVII вв. Открытие и освоение Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Географические открытия в России XVIII-XIX вв. Камчатские экспедиции. Великая Северная экспедиция.
Академические экспедиции XVIII в. Географические исследования ХХ в. Открытие и освоение Северного
морского пути. Роль географии в современном мире. Задачи современной географии. Географический прогноз.
Геологическое строение и рельеф»
Геологическое летоисчисление. Шкала геологического времени. Геологическая карта. Особенности
геологического строения. Крупные тектонические структуры. Платформы и складчатые пояса. Главные черты
рельефа России, их связь со строением литосферы. Районы современного горообразования, землетрясений и
вулканизма. Влияние внешних сил на формирование рельефа. Закономерности размещения месторождений
полезных ископаемых в России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.

Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления. Климат
России
Факторы, определяющие климат России. Солнечная радиация. Закономерности распределения тепла и влаги.
Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов России. Погода. Воздушные массы и
атмосферные фронты. Погодные явления, сопровождающие прохождение атмосферных фронтов. Атмосферные
вихри: циклоны и антициклоны. Основные принципы прогнозирования природы. Атмосфера и человек. влияние
климата на жизнь человека. Неблагоприятные явления погоды. Хозяйственная деятельность и загрязнение
атмосферы. Гидрография России
Моря, омывающие территорию России. Хозяйственное значение морей. Реки России. Характеристики реки.
Бассейн реки. Источники питания рек. Режим рек. Озера. Виды озер и их распространение по территории России.
Болото. Виды болот и их хозяйственное значение. Природные льды. Сезонные и многолетние льды. Многолетняя
мерзлота и ее влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Ледники горные и покровные. Великое
оледенение. Ледниковые периоды. Великий ледник на территории России. Последствия ледниковых периодов.
Гидросфера и человек. водные ресурсы. Стихийные бедствия, связанные с водой. Почвы России
Почва. Формирование почвы, ее состав, строение, свойства. Зональные типы почв, их свойства, структура,
различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы.
Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по
сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России.
Место и роль растений и животных в природном комплексе. География растений и животных. Типы
растительности. Ресурсы растительного и животного мира. Лесные ресурсы. Кормовые ресурсы.
Промыслово-охотничьи ресурсы. Особо охраняемые территории. Природные зоны России.
Природные комплексы России. Зональные и азональные природные комплексы. ПЗ Арктики и Субарктики:
арктическая пустыня, тундра. Леса умеренного пояса: тайга, смешанные и широколиственные леса. Безлесные
зоны юга России: степь, лесостепь и полупустыня. Высотная поясность. Природно-хозяйственные зоны.
Крупные природные районы России
Островная Арктика Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля.
Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.
Восточно-Европейская Русская равнина. Физико-географическое положение территории. Древняя
платформа. Чередование возвышенностей и низменностей - характерная черта рельефа. Морено-ледниковый
рельеф. Полесья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-никелевые
руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др.
Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс.
Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная
зональность на равнине. Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы - последствие интенсивной
хозяйственной деятельности.
Кавказ. Кавказ - самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная,
предгорная, и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое
строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные
реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и
растительный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы.
Заповедники и курорты Кавказа. Урал. Урал - каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное
положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин.
Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские
самоцветы. Недостаточная геологическая изученность Урала. Особенности климата Урала. Урал - водораздел
крупных рек.
Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства.
Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.
Западно-Сибирская равнина Западная Сибирь край уникальных богатств: крупнейший в мире
нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина - одна из крупнейших низменностей земного шара.
Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве
осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная
зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и её значение. Оценка
природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима.
многолетняя мерзлота, болота. Средняя Сибирь. Географическое положение между реками Енисей и Лена.
Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато
и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного
угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон.

Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки - основные транспортные пути Средней Сибири;
большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и
светлохвойная тайга.
Северо-Восток Сибири. Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до
Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко
континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода Северного полушария.
Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и
половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.
Горы Южной Сибири. Южная Сибирь - рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического строения и
рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал.
Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность
климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические
проблемы Байкала. Дальний Восток. Дальний Восток - край, где север встречается с югом. Геология и
тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского
побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и
наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу.
Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга - уникальный природный
комплекс. Заповедники Дальнего Востока. Природа и человек. Влияние природы на человека: природные
ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение
природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов,
изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий..
География своей республики.
Определение особенностей географического положения территории. Природные условия. Охрана
природы Хакасии. Растительный и животный мир. Природные зоны.
Оценка природных ресурсов и их использования. Достопримечательности. Топонимика.
Часть II. Население и хозяйство России (9 класс)
Россия на карте.
Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России.
Особенности и виды географического положения России. Сравнение экономико-географического положения
России с положением других государств.
Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное
пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.
Россия на карте часовых поясов. Современное административно- территориальное и
политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их
равноправие и разнообразие. Федеральные округа. Природа и человек.
Природные условия. Адаптация человека к природным условиям - биологическая и небиологическая..
хозяйственный потенциал природных условий России. Зона Крайнего Севера. Природные ресурсы
(минеральные, водные, почвенные, агроклиматические, рекреационные). Влияние природных ресурсов на
хозяйственную специализацию территорий. Объекты всемирного наследия на территории России.
Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на
природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического
бедствия. Экологические катастрофы.
Население России. Демография. Численность населения России. Естественный прирост и воспроизводство
населения. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в России. Размещение населения России.
Главная полоса расселения и зона Севера. Миграции населения. Виды миграций. Направление внутренних
миграций в России. Внешние миграции. Формы расселения. Сельское расселение. Формы сельского расселения
зональные типы сельского расселения. Городская форма расселения. Город и урбанизация. Функции города.
Виды городов. Городские агломерации. Этнический состав населения. Языковые семьи и группы. Религиозный
состав населения. Этнорелигиозные конфликты. Половозрастной состав населения. Трудовые ресурсы и рынок
труда.
Отрасли хозяйства России
Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли
хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые
комплексы. Факторы размещения производства.
Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и
угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Виды электростанций России.
Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.

Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и
комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России.
Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.
Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное,
сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение.
Военно-Опромышленный комплекс.
Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия,
основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.
Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка,
целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. ЛПК.
Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства
и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип
сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.
Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта. Достоинства и недостатки различный
видов транспорта. Транспортна сеть и ее элементы. Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее
география.
Природно-хозяйственная характеристика России.
Европейский Север. ГП, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный
сырьевой район Западной зоны. Русский Север - самый большой по площади район ЕТР. Топливные и
энергетические ресурсы - основа хозяйства района. Мурманск - морские ворота страны.
Европейский Северо-Запад. ГП, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-запад транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное ГП - главный фактор
развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение - ведущая отрасль
промышленности района. Санкт- Петербург - многофункциональный центр района. Калининградская область самая западная территория России.
Регион Центральная Россия. ГП, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации.
Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Выгодность ЭГП. Ведущая роль
природных ресурсов в развитии хозяйства региона. Высококвалифицированные трудовые ресурсы региона.
Крупнейший центр автомобилестроения страны.
Европейский Юг. ГП, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по
числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные
ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.
Поволжье. ГП, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный
нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая
обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая
промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.
Урал. ГП, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и
богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр
тяжелого машиностроения.
Западная Сибирь. ГП, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство огромные запасы нефти, газа, каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности.
Черная металлургия Кузбасса.
Восточная Сибирь. ГП, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные
условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек.
Ангаро-Енисейский каскад ГЭС - крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития
энергоемких отраслей.
Дальний Восток. ГП, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по
площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность,
удаленность от развитой части страны. Специализация - вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота,
алмазов.
Заключение.
Место России в мировой экономике. Хозяйство России до ХХ в. Россия в ХХ - ХХ1 вв. Перспективы
развития. География своего региона - Ленинградской области.
Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка
природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного
хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

3. Календарно – тематическое планирование курса
«География. Введение в географию» 5 класс

По плану 34 часа
№ урока

Темы разделов и темы уроков

1
2

Раздел1. Наука география
(2 ч.)
Что такое география
Методы географических исследований

3
4
5

Раздел 2.Земля и её изображение (5 ч.)От плоской Земли к земному шару
Форма, размеры и движение Земли
Глобус и карта

6

Ориентирование на местности

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Обобщающий урок
Раздел 3. История географических открытий (13 ч)
Путешественники древности
Путешествия морских народов

21
22
23

Раздел 4. Путешествие по планете 2Земля (11 ч.)
Мировой океан и его части
Вода в океане
Значение Мирового океана для природы и человека

24
25

Путешествие по Евразии. ГП, крупнейшие природные объекты.
Природа и население материка Евразия.

26
27
28
29
30
31
32

Путешествие по Африке
Путешествие по Северной Америке
Путешествие по Южной Америке
Путешествие по Австралии
Путешествие по Антарктиде
Обобщающий урок
Раздел 5. Природа Земли (2 ч.)
Что такое природа
Оболочки Земли
Обобщение знаний за год
Итоговое повторение

33
34

Первые европейцы на краю Азии
Хождение за три моря
Морской путь в Индию
Открытие Америки
Первое кругосветное плавание
Открытие Южного материка
Поиски Южной земли продолжаются
Русские путешественники
Вокруг света под русским флагом.
Обобщающий урок

Практические работы:
 оценочная
 учебно-тренирово
чная
Составление схемы наук о
природе
Организация наблюдений
за погодой

Составление
сравнительной
характеристики разных
способов изображения
земной поверхности
Определение с помощью
компаса сторон горизонта
Обозначение на к.к.
маршрутов путешествий,
обозначение
географических объектов.

Составление сводной
таблицы «Имена русских
первопроходцев и
мореплавателей на карте
мира»
Обозначение на к.к.
материков и океанов
Земли.

Обозначение на к.к.
крупнейших государств
материка.

34 ч.

оценочные - 4
учебно-тренировочные - 4

Календарно – тематическое планирование курса
«География. Введение в географию» 6 класс

По плану 34 часа
№ урока в
общей
номерации
1

Темы разделов и темы уроков

Практические работы:
 оценочная
 учебно-тренировочная

2

Раздел 1.
Земля как планета
(5 ч.)
Земля и Вселенная
Система географических координат

3
4

Времена года
Пояса освещенности

5
6

7

Обобщающий урок
Раздел 2. Географическая карта
(5 ч.)
Географическая карта и её масштаб
Виды условных знаков

8
9

Ориентирование
Изображение рельефа на карте

10

Обобщающий урок

11

12
13

Раздел 3.
Литосфера (7 ч)
Строение земного шара
Виды горных пород
Полезные ископаемые

14
15
16

Движение земной коры
Выветривание горных пород
Рельеф суши и дна Мирового океана

17

Обобщающий урок

18

19

Раздел 4.
Атмосфера
(8 ч.)Строение атмосферы
Температура воздуха

20

Атмосферное давление

5. Организация наблюдений за
погодой
Решение задач на определение
изменений t-ры и давления воздуха с
изменением высоты.

21

Движение воздуха

6. Построение розы ветров

22

Вода в атмосфере

Определение координат
географических объектов
1. Обозначение на к.к. границ и
поясов освещенности
2. Итоговые задания по теме
Определение расстояний с помощью
масштаба
Чтение карты, определение
объектов и явлений на карте.
Движение по азимуту
Изображение рельефа местности с
помощью горизонталей
3. Решение практических задач по
плану и карте

Изучение свойств минералов, горных
пород и полезных ископаемых

4. Итоговые задания по теме

23

Погода

Выделение преобладающих типов
погоды за период наблюдения

24

Климат

Составление характеристики
климата нашей местности

25
26

27
28

Обобщающий урок
Раздел 5.
Гидросфера
(4 ч.)Единство гидросферы
Воды суши: реки и озера
Воды суши: подземные воды и природные льды

29

Обобщающий урок

7. Итоговые задания по теме

30

Раздел 6.
Биосфера
(2 ч.)Царства живой природы
Биосфера и охрана природы
Раздел7 Почва и географическая оболочка
(3 ч.).
Почва

Варианты защиты растений и
животных

33

Природный комплекс Природные зоны

Характеристика компонентов
природы на примере одной из ПЗ.

34
34 ч.

Обобщение знаний за год

31
32

Задания по карте

оценочные - 7
учебно-тренировочные - 11

Календарно-тематическое планирование по курсу «География. Материки и океаны»
№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Наименование разделов и тем программы

Раздел 1.Планета, на которой мы живем -20 часов
Суша в Мировом океане
Поверхность Земли (5 часов)
Геологическое время
Строение земной коры
Литосферные плиты и современный рельеф
Платформы и равнины
Складчатые пояса и горы
Атмосфера (4 часа)
Широтные пояса планеты
Воздушные массы и климатические пояса
Климатообразующие факторы
Повторительно-обобщающий урок по темам "Поверхность
Земли" "Атмосфера"
Мировой океан (4 часа)
Мировой океан и его части

Практическая работа
 оценочная
 учебно-трениро
вочная

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37

38
39
40
41
42
43
44
45

46
47
48
49

Движение вод Мирового океана
Органический мир океана
Особенности природы отдельных океанов Земли
Геосфера (2 часа)
Географическая оболочка
Зональность географической оболочки
Человек (4 часа)
Освоение земли человеком и охрана природы
Население Земли
Страны мира
Итоговое повторение по разделу «Планета, на которой мы
живем»
Африка (9 часов)
Географическое положение и история исследования Африки
Геологическое строение и рельеф Африки
Климат Африки
Гидрография Африки
Разнообразие природы Африки
Население Африки
Регионы Африки. Северная и Западная Африка
Регионы Африки. Центральная, Восточная и Южная Африка
Повторительно-обобщающий урок Туристическое путешествие
по африканкому континенту
Австралия (5 часов)
Географическое положение и история исследования Австралии
Природа Австралии
Австралийский Союз
Океания
Повторительно-обобщающий урок по теме "Австралия"
Антарктида (2 часа)
Географическое положение и история исследования Антарктиды
Особенности природы Антарктиды
Южная Америка (8 часов)
Географическое положение и история исследования Южной
Америки
Рельеф и геологическое строение Южной Америки
Климат Южной Америки
Гидрография Южной Америки
Разнообразие природы Южной Америки
Население Южной Америки
Регионы Южной Америки
Обобщающий урок по теме "Южная Америка"
Северная Америка (8 часов)
Географическое положение и история исследования Северной
Америки
Рельеф и геологическое строение Северной Америки
Климат Северной Америки
Гидрография Северной Америки
Разнообразие природы Северной Америки

54

Население Северной Америки
Регионы Северной Америки
Обобщающий урок по теме "Северная Америка"
Евразия (11 часов)
Географическое положение и история исследования Евразии
Рельеф и геологическое строение Евразии

55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Климат Евразии
Гидрография Евразии
Разнообразие природы Евразии
Население Евразии
Регионы Европы
Регионы Азии: Юго-Западная и Восточная Азия
Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия
Путешествие по странам Евразии
Повторительно-обобщающий урок по теме "Евразия"
Природа и общество
Природные комплексы своей местности
Итоговое повторение по разделу «Материки планеты Земля»
Итоговое повторение по разделу «Материки планеты Земля»
Итоговое повторение по разделу «Материки планеты Земля»

50
51
52
53

Календарно – тематическое планирование курса
«География. Физическая география России» 8 класс
По плану 68 часов
№ урока в
общей
номина
ции
1

Тема разделов и темы уроков

Раздел 1. Географическая карта и источники географической информации
(4 ч)
Карта и её математическая основа.

2

Топографическая карта.

3

Космические и цифровые источники информации.

4

Урок – практикум

5

Раздел 2. Россия на карте мира (4 ч)
ГП России.

6

Природные условия и ресурсы.

7

Часовые пояса и зоны.

8
9

Обобщение по теме: «Россия на карте мира».
Раздел 3. История изучения территории России (4 ч)

Практические работы:
 оценочная
 учебно-тренир
овочная
Определение различных
видов
картографических
проекций
Определение
расстояний и азимутов
по топографической
карте
Мониторинг
аэрофотоснимков.
№1 Итоговые задания
по теме:
«Географическая карта
и источники
географической
информации»
№2 Обозначение на
контурной карте
объектов, связанных с
ФГП России.
№3 Решение задач на
определение поясного
времени.

14

Русские землепроходцы XI-XVII вв.
Географические открытия в России XVIII-XIX вв.
Географические исследования в ХХ в.
Роль географии в современном мире.
Раздел 4. Геологическое
строение и рельеф России (6 ч)
Геологическое летоисчисление.
Геологическая карта.

15
16
17

Тектоническое строение.
Общие черты рельефа России.
Литосфера и человек.

18

Обобщение по теме: «Геологическое
строение и рельеф России».
Раздел 5. Климат России (7 ч)
Факторы, определяющие климат России.
Распределение тепла и влаги по территории России.

10
11
12
13

19
20

21
22
23
24
25
26
27
28
29

30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41

42

43
44
45
46

Урок-практикум «Климаты России».
Воздушные массы и атмосферные фронты.
Атмосферные вихри.
Атмосфера и человек.
Обобщение по теме: «Климат России».
Раздел 6. Гидрография России (10 ч)
Моря, омывающие территорию России.
Характеристики реки.
Реки России.
Урок-практикум.

Озера.
Болота.
Природные льды.
Великое оледенение.
Гидросфера и человек.
Обобщение по теме: «Гидрография России».
Раздел7. Почвы России (3 ч)
Формирование и свойства почвы.
Зональные типы почв.
Обобщение по теме: «Почвы России».
Раздел 8. Растительный и животный мир России (3 ч)
Растительный и животный мир России.
Ресурсы растительного и животного мира.
Обобщение по теме: «Растительный и животный мир России».

Раздел 9. Природные зоны России
(5 ч)
Природные комплексы России.
Погружение в проектную деятельность. ПЗ Арктики и Субарктики.
Погружение в проектную деятельность. Леса умеренного пояса.
Погружение в проектную деятельность. Лесостепь, степь и полупустыни.
Высотная поясность.
Природно-хозяйственные зоны

Определение
особенностей
геологического
строения европейской
части России
№4 Установление
взаимосвязи
тектонических
структур, рельефа и
полезных ископаемых.

Определение
коэффициента
увлажнения по картам

№5 Описание рек по
плану. Хозяйственная
оценка рек в различных
частях страны.

Выявление связи типов
почв с характером
растительности.
Установление
соответствия между
ПЗ России и их
обеспеченностью
лесными ресурсами

48
49
50

Раздел 10. Крупные природные районы России (20 ч)
Арктика – регион будущего
Островная Арктика
Восточно-Европейская равнина
Восточно-Европейская равнина

51
52

Северный Кавказ
Северный Кавказ

53
54

Крым
Уральские горы

55
56
57

Уральские горы
Западно-Сибирская равнина
Западно-Сибирская равнина

58
59
60
61
62
63

Средняя Сибирь
Средняя Сибирь
Северо-Восточная Сибирь
Северо-Восточная Сибирь
Пояс гор Южной Сибири
Пояс гор Южной Сибири

64
65

Дальний Восток
Дальний Восток

66

Урок – практикум

67

Раздел 11. Природа и человек. (1 ч)
Природа и человек.
Обобщение знаний за год

47

68
68 ч

Определение изменения
климатических условий
в разных частях
Русской равнины.
№6 к.к. Особенности
природы самого
южного региона
Сравнительная оценка
ресурсообеспеченности
разных частей Урала.
№7 к.к. Выявление
особенностей природы
и трудностей в
освоении региона.
№8 к.к. Природные
ресурсы и условия их
освоения
Выявление
зависимости между
тектоническим
строением, рельефом и
полезными
ископаемыми на
примере рудных
месторождений Алтая
№9 к.к. Влияние
природно-климатическ
их условий на жизнь и
хозяйственную
деятельность человека.
№10 Итоговые задания
по теме: «Крупные
природные районы
России»

оценочные - 10
учебнотренировочные - 10

Календарно – тематическое планирование курса
«Географии. Население и хозяйство России» 9 класс
№ урока в
общей
номерации
1
2

3

Темы разделов и темы уроков

Практические работы:
 оценочная
 учебно-тренировочная

Раздел 1. Введение (1ч.)
Экономическая и социальная география
Раздел 2. Россия на карте мира. Природные условия и
ресурсы России (8ч.) Формирование территории России
Экономико-географическое положение России

Оценка экономико- и
политико-географического положения

России
4
5

Административно-территориальное устройство России
Экономическое районирование территории России

6

Природные условия России

7

Природные ресурсы страны

8
9

Природные ресурсы страны
Хозяйственная деятельность и изменения природной среды

10

Раздел 3. Население России (8 ч.)Численность населения
России

11
12

Размещение населения России
Миграция населения

13
14
15

Формы расселения и урбанизация
Этнический состав населения
Религиозный состав населения

16
17
18

Трудовые ресурсы и рынок труда
Обобщение знаний по теме «Население России»
Раздел 4. хозяйство России (22 ч.)
Национальная экономика.
Отраслевая структура хозяйства

19

Анализ разных видов районирования
России
Оценка комфортности природных
условий в разных районах страны
1. Оценка природно-ресурсного
потенциала России, проблем и
перспектив его рационального
использования
2. Анализ основных статистических
показателей, характеризующих
население страны в целом и ее
отдельных территорий
Анализ карт населения

3. Выявление и объяснение
территориальных аспектов
межнациональных отношений

4. Составление общей схемы отраслевой
структуры хозяйства

20
21

Факторы размещения производства

22

ТЭК. Нефтяная и газовая промышленность

23

ТЭК: угольная промышленность

24

ТЭК: электроэнергетика

25

Металлургический комплекс. Черная металлургия.
Основной цикл производства. Комбинирование
Металлургический комплекс. Черная металлургия. Факторы
размещения. Основные базы черной металлургии

26

27

Металлургический комплекс. Цветная металлургия

28

Машиностроение

29
30
31

Машиностроение, география машиностроения
Химическая промышленность
Лесная промышленность

32

Сельское хозяйство: растениеводство

5. Группировка отраслей по различным
показателям
Оценка обеспеченности хозяйства
России основными видами природного
топлива
6. Характеристика одного из угольных
бассейнов по картам и статистическим
материалам

7. Составление характеристики одной из
металлургических баз по картам и
статистическим материалам
Определение по картам главных
факторов размещения предприятий
цветной металлургии
8. Определение главных районов
размещения отраслей трудоемкого и
металлоемкого машиностроения по
картам

Оценка природных ресурсов и пути
решения экологических проблем,
связанных с развитием отрасли
9. Определение по картам основных
районов выращивания зерновых и

33

Сельское хозяйство: животноводство

34
35
36
37

Зональная специализация сельского хозяйства
Пищевая и легкая промышленность
Транспорт России. Наземный. Воздушный.
Транспорт России. Водный. Транспортная сеть.

38
39
40

Нематериальная сфера хозяйства
Обобщение знаний по теме «Хозяйство России»
Раздел 5. Экономические районы России (22 ч.)
Северный экономический район

41
42

Северный экономический район
Северо-Западный экономический район

43

46

Особенности ГП Ленинградской области. Природные
ресурсы и их использование. Население.
Современное хозяйство. Транспорт. Значение
Ленинградской области в хозяйстве страны.
Калининградская область
Мультимедиа-урок
Центральный экономический район

47
48
49
50
51

Центральный экономический район
Центрально-Черноземный экономический район
Центрально-Черноземный экономический район
Волго-Вятский район
Северо-Кавказский район

52

Поволжский район

53
54

Поволжский район
Уральский экономический район

55

Западно-Сибирский район. Развитие. Нефте-гозовый ТПК.

56
57

Западно-Сибирский район. Развитие.
Горно-металлургический ТПК.
Восточно-Сибирский район

58
59

Восточно-Сибирский район
Дальневосточный район

60

Дальневосточный район

61

Обобщение знаний по теме «Экономические районы
России»
Страны Балтии и Белоруссия
Проблемное метапредметное обсуждение
Украина и Молдавия

44
45

62
63

технических культур
10. Определение по картам главных
районов животноводства

К.К. Выявление проблем со
строительством новых дорог в РФ и
эксплуатации Северного морского пути.

К.К. Определение связи между
природными ресурсами и
особенностями хозяйственной
специализации
Определение связи между размещением
населения и особенностями
хозяйственной специализации
К.К. Особенности хозяйственной
специализации

11. Сравнение географического
положения Центрального и
Северо-Западного районов и его влияния
на природу, жизнь людей и хозяйство
К.К. Выявление причин формирования и
развития ТПК.
К.К. Выявление оси развития и
особенностей развития самого южного
экономического района
К.К. Выявление оси развития и
особенностей широтного развития с/х
экономического района
Выявление экологических проблем,
связанных с горнодобывающей
индустрией
12. К.К. Особенности развития 2-х ТПК
эк. района.

Определение черт сходства и различия в
размещении населения Западной и
Восточной Сибири, перспектив
дальнейшего развития
Определение направлений
экономического развития региона.

Выявление и анализ условий для
развития хозяйства региона

64
65

Диспут
Страны Закавказья
Страны Центрально-Азиатского региона
Исследование текста, карт, статистических данных

67

Раздел 7. Заключение (2 ч.)
Место России в мировой экономике
Конференция
Обобщающее повторение

68

Обобщающее повторение

66

68 ч.

Определение экономической роли России
в мире на разных этапах исторического
развития

оценочные - 12
учебно-тренировочные - 18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».