Английский язык 5-9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования,
утвержденной приказом № 01- 12/324 от 31.08.2021 г.
срок реализации программы 5 лет

Рабочая программа учебного предмета
«Иностранный язык»
(английский)

для учащихся 5-9 классов

Светогорск -2021
1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Иностранный язык (английский)»
Программа по английскому языку для основной общеобразовательной
школы предназначена для учащихся 5 - 9 классов МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа г. Светогорска» и составлена на основе
Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к
результатам основного общего образования, представленных в федеральном
государственном образовательном стандарте общего образования второго
поколения, основной образовательной программы ООО МБОУ «СОШ г.
Светогорска» и программ по английскому языку для 5-9 классов под
редакцией М.З. Биболетовой и М. В. Вербицкой. Данная программа
учитывает основные идеи и положения программы УУД для ООО и
преемственность с программой по английскому языку для 1-4 классов под
редакцией М.З. Биболетовой и М. В.Вербицкой.
Программа включает три раздела:
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
- пояснительная записка
- цели и задачи изучения английского языка
- общая характеристика учебного предмета
- место учебного предмета в учебном плане
- результаты изучения учебного предмета
2. Основное содержание учебного предмета английский язык
- предметное содержание речи
- виды речевой деятельности
- языковые знания и навыки
- социокультурные знания и умения
- общеучебные умения и универсальные способы деятельности
- языковые средства
3. Тематическое

планирование

отводимых на каждую тему.
2

с указанием количества часов,

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Пояснительная записка
В наши дни, в изменяющихся социально-политических и экономических
условиях развития страны, происходят значительные перемены в системе
отечественного образования. Они направлены на повышение качества
подготовки учащихся общеобразовательных организаций, в частности
вобласти владения иностранными языками, что, наряду с владением
информационными технологиями, рассматривается как важнейший фактор
формирования ключевых компетенций учащихся. Развивающиеся
международные отношения, политические, экономические и культурные
связи, существующие между государствами в современном мире,
предъявляют в качестве одного из условий подготовки профессиональнокомпетентного специалиста владение иностранными языками. При этом
именно английскому языку, который за последние годы приобрел статус
языка международного общения и прочно удерживает эти позиции, отдается
во многих случаях предпочтение. Все вышеперечисленные факторы были
положены в основу реформирования школьного иноязычного образования.
Цели и задачи изучения английского языка.
Изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение
следующих целей:
-

развитие

иноязычной

коммуникативной

компетенции

в

совокупности ее составляющих, а именно:
• речевая компетенция - развитие коммуникативных умений в четырех
основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении,
письме);
• языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами
(фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в
соответствии с темами и ситуациями общения, отобранными для основной
3

школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных
способах выражения мысли в родном и иностранном языках;
• социокультурная/межкультурная

компетенция

-

приобщение

к

культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем,
сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим
особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование
умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного
общения;
• компенсаторная

компетенция

- развитие

умений

выходить из

положения в условиях дефицита языковых средств при получении и
передаче информации;
• учебно-познавательная компетенция - дальнейшее развитие общих и
специальных учебных умений, универсальных способов деятельности;
ознакомление

с

доступными

учащимся

способами

и

приемами

самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием
новых информационных технологий;
- развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного
потенциала иностранного языка:
 формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков
и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и
социальной адаптации в поликультурном полиэтническом мире в условиях
глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и
родного языка как средства общения и познания в современном мире;
 формирование

общекультурной

и этнической

идентичности

как

составляющих
гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина,
патриота;

развитие

взаимопониманию

национального

между

людьми

самосознания,
разных

стремления

сообществ,

к

толерантного

отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей
собственной культуры;
4

 развитие стремления к овладению основами мировой культуры
средствами иностранного языка;
 осознание

необходимости

вести

здоровый

образ

жизни

путем

информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья
и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек.
Общая характеристика учебного предмета.
Основная школа - вторая ступень общего образования. Она является
важным звеном, которое соединяет все три ступени общего образования:
начальную, основную и старшую. Данная ступень характеризуется наличием
значительных изменений в развитии школьников, так как к моменту начала
обучения в основной школе у них расширился кругозор и общее
представление о мире, сформированы элементарные коммуникативные
умения на иностранном языке в четырех видах речевой деятельности, а также
общеучебные умения, необходимые для изучения иностранного языка как
учебного предмета; накоплены некоторые знания о правилах речевого
поведения на родном и иностранном языках.
На этой ступени совершенствуются приобретенные ранее знания,
навыки и умения, увеличивается объем используемых учащимися языковых
и

речевых

средств,

улучшается

качество

практического

владения

иностранным языком, возрастает степень самостоятельности школьников и
их творческой активности.
В

основной

школе

усиливается

роль

принципов

когнитивной

направленности учебного процесса, индивидуализации и дифференциации
обучения, большее значение приобретает освоение современных технологий
изучения иностранного языка, формирование учебно-исследовательских
умений.
Место учебного предмета в учебном плане.
5

Английский язык как учебный предмет наряду с родным языком и
литературой входит в образовательную область "Филология", закладывая
основы филологического образования и формируя коммуникативную
культуру школьников.
Федеральный

базисный

учебный

план

для

образовательных

учреждений Российской Федерации отводит 510 ч (из расчета 3 учебных часа
в неделю) для обязательного изучения учебного предмета «Иностранный
язык» на этапе основного (общего) образования. Объем инвариантной части
от указанного количества часов составляет 395 ч, т. е. 70% учебного времени.
Остальные

30%

учебного

времени

составляют

вариативную

часть

программы, содержание которой формируется авторами рабочих программ.
В ряде общеобразовательных учреждений Российской Федерации на
изучение иностранного языка выделяется более 3 ч в неделю, что позволяет
изучать его более интенсивно и углубленно. Различия в условиях обучения
дают основания представить тематическое планирование курса иностранного
языка в двух вариантах.
Результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты выпускников основной школы, формируемые
при изучении иностранного языка:
• формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к
самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
• осознание

возможностей

самореализации

средствами иностранного

языка;
• стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в
целом;
• формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и
межэтнической коммуникации;
• развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность,
инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
6

• формирование

общекультурной

и

этнической

идентичности

как

составляющих гражданской идентичности личности;
• стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность
содействовать

ознакомлению

с

ней

представителей

других

стран;

толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя
гражданином своей страны и мира;
• готовность

отстаивать

национальные

и

общечеловеческие

(гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты изучения иностранного языка в основной
школе:
• развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
• развитие

коммуникативной

компетенции,

включая

умение

взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
• развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы
с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и
фиксация информации;
• развитие смыслового чтения, включая умение определять тему,
прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам,
выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные,
устанавливать логическую последовательность основных фактов;
• осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля,
самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном
языке.
Предметные результаты освоения выпускниками основной школы
программы по иностранному языку:
А. В коммуникативной сфере (т. е. владении иностранным языком как
средством общения)
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорении:
7

•

начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды

диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого
этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
• расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое
мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в
пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического
материала;
• рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на
будущее;
• сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и
странах изучаемого языка;
••

описывать события/явления, передавать основное содержание,

основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение
к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
аудировании:
• воспринимать

на

слух

и

полностью

понимать

речь

учителя,

одноклассников;
• воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных
аутентичных

аудио-

и

видеотекстов,

относящихся

к

разным

коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью);
• воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую
догадку, контекст краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и
видеотексты, выделяя значимую/нужную/ необходимую информацию;
чтении:
• читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с
пониманием основного содержания;
• читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с
полным и точным пониманием и с использованием различных приемов
смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а
8

также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию,
выражать свое мнение;
• читать

аутентичные

тексты

с

выборочным

пониманием

значимой/нужной/интересующей информации;
письменной речи:
• заполнять анкеты и формуляры;
• писать

поздравления,

личные

письма

с

опорой

на

образец

с

употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах
изучаемого языка;
• составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко
излагать результаты проектной деятельности.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами):
• применение правил написания слов, изученных в основной школе;
• адекватное

произношение

и

различение

на

слух

всех

звуков

иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
• соблюдение
различных

ритмико-интонационных

коммуникативных

типов

особенностей

(утвердительное,

предложений
вопросительное,

отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на
смысловые группы;
• распознавание и употребление в речи основных значений изученных
лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик клише речевого этикета);
• знание

основных

способов

словообразования

(аффиксации,

словосложения, конверсии);
• понимание и использование явлений многозначности слов иностранного
языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
• распознавание и употребление в речи основных морфологических форм
и синтаксических конструкций изучаемого иностранного языка; знание
признаков изученных грамматических явлений (видо-временных форм
глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей,
9

существительных,

степеней

сравнения

прилагательных

и

наречий,

местоимений, числительных, предлогов);
• знание основных различий систем иностранного и русского/родного
языков.
Социокультурная компетенция:
• знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого
поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применение этих
знаний

в

различных

ситуациях

формального

и

неформального

межличностного и межкультурного общения;
• распознавание и употребление в устной и письменной речи основных
норм

речевого

этикета

(реплик-клише,

наиболее

распространенной

оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
• знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран
изучаемого языка, некоторых распространенных образцов фольклора
(скороговорки, поговорки, пословицы);
• знакомство с образцами художественной, публицистической и научнопопулярной литературы;
• представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран
изучаемого

языка

(всемирно

известных

достопримечательностях,

выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
• представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран
изучаемого языка;
• понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
Компенсаторная компетенция - умение выходить из трудного положения в
условиях дефицита языковых средств при получении и приеме информации
за счет использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых
трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
Б. В познавательной сфере:

10

• умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на
уровне

отдельных

грамматических

явлений,

слов,

словосочетаний,

предложений;
• владение
определенной

приемами

работы

стратегией

коммуникативной

задачи

с

текстом:

чтения/аудирования
(читать/слушать

текст

умение

пользоваться

в

зависимости

с

разной

от

глубиной

понимания);
• умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и
составлении собственных высказываний в пределах тематики основной
школы;
• готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную
проектную работу;
• умение пользоваться справочным материалом (грамматическим и
лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями,
мультимедийными средствами);
• владение

способами

и

приемами

дальнейшего

самостоятельного

изучения иностранных языков.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
• представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе
культуры мышления;
• достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного
общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и
межкультурных контактов в доступных пределах;
• представление о целостном полиязычном, поликультурном мире,
осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как
средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
• приобщение к ценностям мировой культуры как через источники
информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и
через непосредственное участие в школьных обменах, туристических
поездках, молодежных форумах.
11

Г. В эстетической сфере:
• владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на
иностранном языке;
• стремление к знакомству с образцами художественного творчества на
иностранном языке и средствами иностранного языка;
• развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных
тенденций в живописи, музыке, литературе.
Д. В трудовой сфере:
•

умение рационально планировать свой учебный труд;

•

умение работать в соответствии с намеченным планом.

Е. В физической сфере:
•

стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха,

питание, спорт, фитнес).
2. Основное содержание обучения.
Предметное содержание речи
1. Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение

конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека.
2. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музей, музыка). Виды отдыха,

путешествия. Молодежная мода. Покупки.
3. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное

питание, отказ от вредных привычек.
4. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и

отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в
различное время года.
5. Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного

языка в планах на будущее.
6. Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии.

Защита окружающей среды. Климат, погода. Условия проживания в
городской/сельской местности. Транспорт.
12

7. Средства массовой информации и коммуникации (пресса,

телевидение, радио, Интернет).
8. Страны изучаемого языка и родная страна, их географическое

положение, столицы
и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные
особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции,
обычаи), страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую
культуру.
Виды речевой деятельности/Коммуникативные умения.
Говорение
Диалогическая речь
Дальнейшее совершенствование диалогической' речи при более
вариативном содержании и более разнообразном языковом оформлении:
умение вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог побуждение к действию, диалог - обмен мнениями и комбинированные
диалоги. Объем диалога - от 3 реплик (5 -7 классы) до 4 - 5 реплик (8 - 9
классы) со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога- 2,5 - 3
мин (9 класс).
Монологическая речь
Дальнейшее развитие и совершенствование связных высказываний с
использованием

основных

коммуникативных

типов

речи:

описание,

сообщение, рассказ (включающий эмоционально-оценочные суждения),
рассуждение (характеристика) с высказыванием своего мнения и краткой
аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст
либо заданную коммуникативную ситуацию. Объем монологического
высказывания - от 8 - 10 фраз (5 - 7 классы) до 10 - 12 фраз (8 - 9 классы).
Продолжительность монолога - 1,5 - 2 мин (9 класс).
Аудирование
Дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на
слух аутентичных аудио- и видеотекстов с разной глубиной проникновения в
13

их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным и
полным пониманием воспринимаемого на слух текста) в зависимости от
коммуникативной задачи и функционального типа текста.
Жанры текстов: прагматические, публицистические.
Типы текстов: объявление, реклама, сообщение, рассказ, диалогинтервью, стихотворение и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям
и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.
Аудирование с полным пониманием содержания осуществляется на
несложных текстах, построенных на полностью знакомом учащимся
языковом материале. Время звучания текстов для аудирования - до 1 мин.
Аудирование
осуществляется

на

с

пониманием

аутентичном

основного

материале,

содержания

содержащем

текста

наряду

с

изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений. Время
звучания текстов для аудирования - до 2 мин.
Аудирование с выборочным пониманием нужной или интересующей
информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном
или нескольких аутентичных коротких текстах прагматического характера,
опуская избыточную информацию. Время звучания текстов для аудирования
- до 1,5 мин.
Чтение
Умение читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и
точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с
пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным
пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием
нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).
Жанры

текстов:

научно-популярные,

публицистические,

художественные, прагматические.
Типы текстов: статья, интервью, рассказ, объявление, рецепт, меню,
проспект, реклама, стихотворение и др.
14

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям
и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность,
воздействовать на эмоциональную сферу школьников.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного
словаря.
Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на
несложных аутентичных текстах с ориентацией на выделенное в программе
предметное содержание, включающих некоторое количество незнакомых
слов. Объем текстов для чтения - 600-700 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей
информации осуществляется на несложных аутентичных текстах разных
жанров и предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких
текстов и выбрать информацию, которая необходима или представляет
интерес для учащихся. Объем текста для чтения - около 350 слов.
Чтение

с

полным

пониманием

осуществляется

на

несложных

аутентичных текстах, построенных в основном на изученном языковом
материале, с использованием различных приемов смысловой переработки
текста (языковой догадки, выборочного перевода) и оценки полученной
информации. Объем текста для чтения - около 500 слов.
Письменная речь
Дальнейшее развитие и совершенствование письменной речи, а именно
умений:
• писать короткие поздравления с днем рождения и другими
праздниками, выражать пожелания (объемом 30 - 40 слов, включая адрес);
• заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол,
гражданство, адрес);
• писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать
адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать
благодарность, давать совет, просить о чем-либо). Объем личного письма
- около 100 - 110 слов, включая адрес;
15

• составлять план, тезисы устного или письменного сообщения, кратко
излагать результаты проектной деятельности.
Языковые знания и навыки
Орфография
Знание правил чтения и орфографии и навыки их применения на
основе изучаемого лексико-грамматического материала.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков
изучаемого иностранного языка в потоке речи, соблюдение ударения и
интонации

в

словах

и

фразах,

ритмико-интонационные

навыки

произношения различных типов предложений.
Лексическая сторона речи
Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц,
обслуживающих ситуации общения в рамках тематики основной школы, в
том

числе

наиболее

распространенных

устойчивых

словосочетаний,

оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для
культуры стран изучаемого языка; основные способы словообразования:
аффиксация, словосложение, конверсия.
Грамматическая сторона речи
Знание признаков нераспространенных и распространенных простых
предложений,

безличных

предложений,

сложносочиненных

и

сложноподчиненных предложений, использования прямого и обратного
порядка слов. Навыки распознавания и употребления в речи перечисленных
грамматических явлений.
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи
глаголов в наиболее употребительных временных формах действительного и
страдательного
существительных

залогов,
в

модальных

различных

глаголов

падежах,

и

их

артиклей,

эквивалентов,
относительных,

неопределенных/неопределенно-личных местоимений, прилагательных,
16

наречий, степеней сравнения прилагательных и наречий, предлогов,
количественных и порядковых числительных.
Социокультурные знания и умения
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение,
используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и
страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и
в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера).
Это предполагает овладение:
• знаниями о значении родного и иностранного языков в современном
мире;
• сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на
иностранном языке, их символике и культурном наследии;
• употребительной фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого
языка: традициями (в проведении выходных дней, основных национальных
праздников), распространенными образцами фольклора (скороговорками,
поговорками, пословицами);
• представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и
стран изучаемого языка; об особенностях их образа жизни, быта, культуры
(всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их
вкладе в мировую культуру); о некоторых произведениях художественной
литературы на изучаемом иностранном языке;
• умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в
ситуациях формального и неформального общения основные нормы
речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише,
наиболее распространенную оценочную лексику);
 умениями представлять родную страну и культуру на иностранном
языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях
повседневного общения.
Компенсаторные умения
Совершенствуются умения:
17

• переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых
слов;
• использовать в качестве опоры при порождении собственных
высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
• прогнозировать содержание текста на основе заголовка,
предварительно поставленных вопросов;
• догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по
используемым собеседником жестам и мимике;
• использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците
языковых средств.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формируются и совершенствуются умения:
• работать с информацией: сокращение, расширение устной и
письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение
таблиц;
• работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной
информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации,
извлечение полной и точной информации;
• работать с разными источниками на иностранном языке: справочными
материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;
• планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор
темы

исследования,

исследовательскими

составление
методами

плана

работы,

знакомство

(наблюдение,

с

анкетирование,

интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация,
разработка

краткосрочного

проекта

и

его

устная

презентация

с

аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участвовать в работе над
долгосрочным

проектом;

взаимодействовать

в

группе

с

другими

участниками проектной деятельности;
- самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и
дома.
18

Специальные учебные умения
Формируются и совершенствуются умения:
• находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с
текстом;
• семантизировать слова на основе языковой догадки;
• осуществлять словообразовательный анализ;
• выборочно использовать перевод;
• пользоваться двуязычным и толковым словарями;
• участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.
Языковые средства
Лексическая сторона речи
Овладение лексическими единицами, обслуживающими новые темы,
проблемы и ситуации общения в пределах тематики основной школы, в
объеме 1200 единиц (включая 500, усвоенных в начальной школе).
Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную
лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру стран
изучаемого языка.
Основные способы словообразования:
1) аффиксация:
• глаголов dis- (disagree), mis- (misunderstand), re- (rewrite); -ize/-ise
(revise);
• существительных -sion/-tion (conclusion/celebration), -ance/-ence
(performance/influence), -ment (environment), -ity (possibility), -ness (kindness),
-ship (friendship), -ist (optimist), -ing (meeting);
• прилагательных un- (unpleasant), im-/in- (impolite/independent), inter(international); -y (buzy), -ly (lovely), -fill (careful), -al (historical), -ic (scientific),
-ian/-an (Russian), -ing (loving); -ous (dangerous), -able/-ible
(enjoyable/responsible), -less (harmless), -ive (native);
• наречий -ly (usually);
• числительных -teen (fifteen), -ty (seventy), -th (sixth);
19

2)

словосложение:

•

существительное + существительное (peacemaker);
• прилагательное + прилагательное (well-known);
• прилагательное + существительное (blackboard);
• местоимение + существительное (self-respect);

3) конверсия:
•

образование существительных от неопределенной формы глагола (to

play — play);
•

образование прилагательных от существительных (cold —cold winter).

Распознавание и использование интернациональных слов (doctor).
Представления

о

синонимии,

антонимии,

лексической

сочетаемости,

многозначности.
Грамматическая сторона речи
Дальнейшее расширение объема значений грамматических средств,
изученных ранее, и знакомство с новыми грамматическими явлениями.
Уровень овладения конкретным грамматическим явлением (продуктивнорецептивно или рецептивно) указывается в графе «Характеристика основных
видов деятельности ученика» в Тематическом планировании.
Нераспространенные и распространенные простые предложения, в том
числе с несколькими обстоятельствами, следующими в

определенном

порядке (We moved to a new house last year); предложения с начальным 'it' и с
начальным 'There + to be' (It's cold. It's five o'clock. It's interesting. It was winter.
There are a lot of trees in the park).
Сложносочиненные предложения с сочинительными союзами and, but,
or.
Сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами
what, when, why, which, that, who, if, because, that's why, than, so.
Сложноподчиненные предложения с придаточными: времени

с

союзами for, since, during; цели с союзом so, that; условия с союзом unless;
определительными с союзами who, which, that.
20

Сложноподчиненные предложения с союзами whoever, whatever,
however, whenever.
Условные предложения реального (Conditional I — If it doesn't rain,
they'll go for a picnic) и нереального характера (Conditional II — If I were rich, I
would help the endangered animals; Conditional III — If she had asked me, I
would have helped her).
Все

типы

вопросительных

предложений

(общий,

специальный,

альтернативный, разделительный вопросы в Present, Future, Past Simple;
Present Perfect; Present Continuous).
Побудительные

предложения

в

утвердительной

(Be

careful)

и

отрицательной (Don't worry) форме.
Предложения с конструкциями as ... as, not so ... as, either ...or, neither ...
nor.
Конструкция to be going to (для выражения будущего действия).
Конструкции It takes me ... to do something; to look/ feel/ be happy.
Конструкции be/get used to something; be/get used to doing something.
Конструкции с инфинитивом типа I saw Jim ride/riding his bike. I want
you to meet me at the station tomorrow. She seems to be a good friend.
Правильные и неправильные глаголы в формах действительного залога
в изъявительном наклонении (Present, Past, Future Simple; Present, Past Perfect;
Present, Past, Future Continuous; Present Perfect Continuous; Future-in-the-Past).
Глаголы в видо-временных формах страдательного залога (Present, Past,
Future Simple Passive; Past Perfect Passive).
Модальные глаголы и их эквиваленты (can/could/be able to, may/might,
must/have to, shall/should, would, need).
Косвенная речь в утвердительных, вопросительных и отрицательных
предложениях в настоящем и прошедшем времени. Согласование времен в
рамках сложного предложения в плане настоящего и прошлого.
Причастия настоящего и прошедшего времени.
21

Неличные

формы

глагола

(герундий,

причастия

настоящего

и

прошедшего времени) без различения их функций.
Фразовые глаголы, обслуживающие темы, отобранные для данного
этапа обучения.
Определенный, неопределенный и нулевой артикли (в том числе с
географическими названиями).
Неисчисляемые и исчисляемые существительные (a pencil, water),
существительные с причастиями настоящего и прошедшего времени (a
burning house, a written letter). Существительные в функции прилагательного
(art gallery).
Степени

сравнения

прилагательных

и

наречий,

в

том

числе

образованных не по правилу (little — less — least).
Личные местоимения в именительном (ту) и объектном (те) падежах, а
также в абсолютной форме (mine). Неопределенные местоимения (some, any).
Возвратные местоимения, неопределенные местоимения и их производные
(somebody, anything, nobody, everything, etc).
Наречия, оканчивающиеся на -1у (early), а также совпадающие по
форме с прилагательными (fast, high).
Устойчивые словоформы в функции наречия типа sometimes, at last, at
least, etc.
Числительные для обозначения дат и больших чисел.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на каждую тему.
Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение
конфликтных ситуаций. Внешность и характеристики человека. (65 ч)
Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музей, музыка, дискотека, кафе).
Виды отдыха, путешествия. Молодежная мода. Покупки. Карманные деньги.
(75 ч)
22

Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное
питание, отказ от вредных привычек. (50 ч)
Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение
к ним. Международные школьные обмены. Переписка с зарубежными
сверстниками. Каникулы в различное время года. (70 ч)
Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в
планах на будущее. (55 ч)
Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита
окружающей

среды.

Климат,

погода.

Условия

проживания

в

городской/сельской местности. Транспорт. (70 ч)
Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение,
радио, Интернет). (40 ч)
Страна/страны изучаемого языка и родная страна, их географическое
положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности,
культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты,
традиции, обычаи), страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и
мировую культуру. (85 ч)

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».