УМК Школа России (ФГОС НОО) 1-4 Русский язык

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

Приложение к основной образовательной программе
начального общего образования,
утвержденной приказом № 01- 12/324 от 31.08.2021 г.
срок реализации программы 4 года

Рабочая программа учебного предмета

«Русский язык»
(УМК Школа России (ФГОС НОО)
для учащихся 1-4 классов

Светогорск -2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе авторской программы к линии УМК В.П. Канакиной, В.Г.
Горецкого : учебно – методическое пособие Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. – М.: ВАКО
- Горецкий В.Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1
- Горецкий В.Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 1 класс
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2
Соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования и учебному плану образовательного учреждения на 2020 – 2021 учебный
год.
Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем авторской программы, дает
распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Личностные результаты

I . Планируемые
результаты

1
КЛАСС
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом
учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения
и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность
следующих умений:
-отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
-осмысленно, правильно читать целыми словами;
-отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
-подробно пересказывать текст;
-составлять устный рассказ по картинке;
-вычленять слова из предложений;
-вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
-различать гласные и согласные звуки и буквы;
-правильно называть мягкие и твердые согласные звуки в слове и вне слова;
-обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, е, ю, я, и мягким
знаком;
-называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударный; согласные –
звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные);
2 КЛАСС
Личностные результаты:
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- восприятие русского языка как явления национальной культуры;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной
культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование
УУД.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, в словаре;
- находить ответы в тексте, на иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую, подробно пересказывать
небольшие тексты.
Средством формирование познавательных УУД служат тексты учебника и его методический
аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков
работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения
и организация работы в парах и малых группах.
Предметные результаты:
- правильно называть звуки в словах, делить слова на слоги, ставить ударение, различать
ударные и безударные слоги;
- делить слова для переноса;
- производить звуко – буквенный анализ слов;
- правильно списывать слова, предложения, проверять написанное, сравнивая с образцом;
- употреблять прописную букву в именах собственных;
- определять в словах изученные орфограммы;
- знать термины и грамматические особенности предложений, различных по цели
высказывания, по интонации;
- оформлять предложения в устной и письменной речи;
- знать признаки и типы текстов (повествование, описание);
- главные члены предложения;
- связь слов в предложении;
- различие словосочетания и предложения;
- употреблять в предложении имена существительные, прилагательные, глаголы, предлоги;
- находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и
приставки; образовывать новые слова с их помощью;
- способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в
корне слова;
- различать роль разделительного мягкого знака;
- составлять небольшой текст (4 – 5 предложений) по картинке или на заданную тему с
помощью учителя и записывать его.

3 КЛАСС
Личностные результаты:
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- восприятие русского языка как явления национальной культуры;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной
культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных
источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных
задач;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
- умение задавать вопросы.
В результате изучения русского языка в 3 классе дети учатся использовать приобретённые
знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:
- активного употребления в устной и письменной речи (в самостоятельных высказываниях)
предложений, различных по составу (распространённых, нераспространённых),
эмоциональной окраске (восклицательных, невосклицательных);
- правильного интонационного оформления устных высказываний и расстановки знаков
препинания на письме;
- усиления эмоциональной и смысловой выразительности и точности самостоятельных
высказываний с использованием слов с различными суффиксами и приставками;
- орфографической грамотности;
- применения способов проверки и правописания слов с безударными гласными, парными,
непроизносимыми, двойными согласными, с суффиксами –ек, -ик, с изученными
приставками;
- правописания сложных слов и глаголов с не;
- написания слов с непроверяемыми орфограммами;
- письмо под диктовку текстов (55-60 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
4 КЛАСС
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению
русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и
принятие образца «хорошего ученика»;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного
смысла учения, устойчивого учебно-позна-вательного интереса к изучению языка, языковой
деятельности, чтению и читательской деятельности;
- осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности
общения как значимой составляющей жизни общества;
- восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя
носителем этого языка;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем
индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения над собственной речью;

- основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину,
российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными
навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и
окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений
о нравственных нормах и социальной справедливости;
- этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- чувство прекрасного и эстетических чувства на основе материалов курса русского языка;
- навыкисотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения
совместной деятельности на уроке и вне урока;
- развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию
собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;
- установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках,
бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с
учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять
познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в
сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в
источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в
памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать
правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение
действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно
действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные УУД
- использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для
выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов
библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ);
- ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор
наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы)
представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать
модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;
- владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с

конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста
художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые
особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед
аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и
графическое сопровождение;
- осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
по родо-видовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса
существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные УУД
- слушать и слышать собеседника, вести диалог;
- ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать
различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью
успешного участия в диалоге;
- строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к
партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
- выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач
(диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей
разных видов речи, ситуаций общения;
- строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой
задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка
и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность
выражения мысли и др.);
- активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и
познавательных задач;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие предметные результаты освоения программы
- первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного
пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
- представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении
национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости
хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
- овладение начальными представлениямионормах русского языка (орфоэпических,
лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование
этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой
деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству
своей речи, контроля за ней;

- приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,
выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
- освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из
области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в
объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными
сторонами языка;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать,
характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы,
слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова,
словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения
познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);

 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
1КЛАСС
Добукварный период
Речь (устная и письменная) - общее представление.
Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги
с использованием графических схем.
Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и
более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в
слове.
Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и
согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в
полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.
Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов
(установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение
ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью,
отражающей его слого-звуковую структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между
произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми
схемами-моделями.
Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам
(изолированно и в составе слова, в различных позициях),
правильное соотнесение звуков и букв.
Букварный период
Обучение письму
Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать
карандаш и ручку при письме и рисовании.
Подготовительное упражнение для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев:
обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание
узоров и бордюров непрерывным движением руки.
Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв,
основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами
рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в
словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после
предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.
Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного
текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового

орфографического чтения написанных слов.
Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и
предложений.
Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения,
точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках
животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с
произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу}.
Знакомство с правилами гигиены письма.
III. Развитие устной речи
Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи
(своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых
навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию,
умеренной громкости и правильному интонированию.
Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в
соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех
звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков,
наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п- б, с - ш и т. д. (изолированное
произнесение в словах, фразах и скороговорках).
Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в
речевом развитии детей.
Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное
употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения.
Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление
видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно
выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами.
Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений,
полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя,
точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.
Послебукварный период
Оформление предложений. Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?», «Что делать?»,
«Какой?», «Какие?», «Какое?». Предлоги. Местоимения. Безударные гласные. Звонкие и
глухие согласные в конце слова. Правописание жи – ши, ча – ща, чк, чн, щн. Заглавная буква
в словах. Деление слов на слоги.
Наша речь
Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа.
Текст, предложение, диалог
Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста.
Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из
речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце
предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).
Слова, слова, слова…
Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков
предметов, слова-названия действий предметов.
Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее
представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника:
толковый, близких и противоположных по значению слов.
Слово и слог. Ударение.
Слово и слог. Перенос слов. Ударение (общее представление).
Звуки и буквы

Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные
звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак как показатель
мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие согласные звуки.
Заглавная буква в словах.
Повторение
2

класс
Виды речи.
Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Устная, письменная
внутренняя речь. Родной язык, его значение в жизни людей. Роль русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения. Виды речевой деятельности.
Диалог и монолог.
Диалог, монолог, реплика. Речь диалогическая и монологическая.
Текст.
Признаки текста: целостность, связность, законченность. Тема и главная мысль текста.
Заглавие.
Части текста.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Воспроизведение прочитанного
текста. Создание устных и письменных текстов в соответствии с поставленной учебной
коммуникативной задачей. Развитие речи. Составление рассказа по рисунку и опорным
словам. Смысловое чтение текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными
целями и задачами.
Предложение.
Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов
в предложении. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания
(без терминологии). Логическое (смысловое) ударение в предложении. Знаки препинания
конца предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
Члены предложения.
Главные члены предложения (основа). Второстепенные члены предложения (без деления на
виды). Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Распространенные и
нераспространенные предложения. Связь слов в предложении. Развитие речи. Коллективное
составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».
Слово и его значение.
Номинальная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения.
Слово как общее название многих однородных предметов. Однозначные и многозначные
слова. Прямое и переносное значение слов. Развитие речи. Наблюдение за переносным
значением слов как средством создания словесно-художественных образов.
Синонимы и антонимы.
Работа со словарями синонимов и антонимов. Развитие речи. Изложение текста по данным к
нему вопросам.
Однокоренные слова.
Родственные (однокоренные слова). Корень слова (первое представление). Различение
родственных (однокоренных) слов, синонимов и слов с омонимичными корнями. Работа со
словарем однокоренных слов учебника. Единообразное написание корня в однокоренных
словах.
Слова с непроверяемым написанием: сахар, сахарный.
Слог. Ударение. Перенос слова.
Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков.

Ударение. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении. Словообразующая
функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения. Произношение
звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка.
Работа с орфоэпическим словарем. Орфоэпические нормы современного русского языка.
Перенос слов по слогам. Правила переноса части слова с одной строки на другую. Слова с
непроверяемым написанием: желтый, посуда. Развитие речи. Составление рассказа по
серии сюжетных картинок, вопросов и опорным словам.
Звуки и буквы.
Различие звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные обозначения
слов. Замена звука буквой и наоборот.
Русский алфавит, или Азбука.
Значение алфавита. Знание алфавита: правильное называние букв, знание их
последовательности. Использование алфавита при работе со словарями.
Гласные звуки.
Признаки гласного звука. Смыслоразличительная и слогообразующая роль гласных звуков.
Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Сведения об
источниках пополнения словарного запаса русского языка. Развитие речи. Работа с
текстом. Запись ответов на вопросы к тексту.
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.
Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.
Особенности проверяемых и проверочных слов. Способы проверки написания буквы,
обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор
однокоренных слов с ударным гласным). Представление об орфограмме. Проверяемые и
непроверяемые орфограммы.
Развитие речи. Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования.
Коллективное составление рассказа по репродукции картины.
Согласные звуки.
Признаки согласного звука. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове.
Развитие речи. Восстановление деформированного текста по рисунку.
Согласный звук [й’] и буква «и краткое».
Слова с удвоенными согласными.
Произношение и написание слов с удвоенными согласными. Развитие речи. Коллективное
составление рассказа по репродукции картины и опорным словам.
Проект «И в шутку и всерьез».
Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.
Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь.
Мягкий знак (ь).
Правописание мягкого знака на конце слова и в середине слова перед другими согласными.
Правописание слов с мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным.
Развитие речи. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту.
Проект «Пишем письмо».
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками.
Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Слово с непроверяемым написанием: тарелка.
Развитие речи. Работа с текстом.
Проект «Рифма».
Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу. Развитие речи. Работа с
предложением и текстом.
Звонкие и глухие согласные звуки.
Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами.

Правописание слов с парным по глухости–звонкости согласным звуком на конце слова
или перед согласным.
Произношение парного по глухости–звонкости согласного звука на конце слова или перед
согласным и его обозначение буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных
слов для правила обозначения буквой парного по глухости–звонкости согласного звука на
конце слова и перед согласным. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный
по глухости–звонкости согласный звук на конце слова и перед согласным в корне (кроме
сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова. Правописание гласных и
согласных в корне слова. Фонетический разбор слова. Развитие речи. Составление
поздравительной открытки; письменное изложение текста по вопросам.
Разделительный мягкий знак (ь).
Использование на письме разделительного мягкого знака. Наблюдение над произношением
слов с разделительным мягким знаком. Соотношение звукового и буквенного состава в
словах типа друзья, ручьи. Правило написания разделительного мягкого знака в словах
Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков.
Части речи.
Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.
Имя существительное как часть речи.
Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.
Одушевленные имена существительные. Профессии и люди труда.
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах
собственных. Развитие речи. Составление устного рассказ по репродукции картины, по
личным наблюдениям и вопросам.
Число имен существительных. Изменение имени существительного по числам. Имена
существительные, употребляющиеся только в одном числе. Синтаксическая функция имени
существительного в предложении. Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение
повествовательного текста по данным вопросам.
Глагол как часть речи и употребление его в речи. Синтаксическая функция глагола в
предложении. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины художника.
Число глагола. Изменение глагола по числам. Употребление в речи глаголов (одеть и
надеть).
Правописание частицы не с глаголом. Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным
порядком предложений.
Текст-повествование и роль в нем глаголов. Развитие речи. Составление текстаповествования на предложенную тему; письменного ответа на один из вопросов к заданному
тексту.
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени
прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имени
прилагательного. Сравнение как одно из выразительных средств языка.
Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен
прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы
числа имени существительного. Литературные нормы употребления в речи таких слов и их
форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др. Развитие речи. Составление текста-описания
на основе личных наблюдений. Составление текста-описания «Натюрморт» по репродукции
картины.
Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее
представление). Развитие речи. Редактирование текста с повторяющимися именами
существительными. Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью
повествования. Составление по рисункам текста-диалога.
Текст-рассуждение. Структура. Развитие речи. Работа с текстом.

Предлоги. Роль предлогов в речи. Наиболее употребляемые предлоги. Функция предлогов.
Правописание предлогов с именами существительными. Развитие речи. Редактирование
текста; восстановление деформированного повествовательного текста.
Проект «В словари – за частями речи!».
класс

3
Язык и речь
Наша речь и наш язык.

Текст. Предложение. Словосочетание
Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление
представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и
интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения.
Простое и сложное предложения. Словосочетания.
Слово в языке и речи
Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части
речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени
существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках.
Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы
(обобщение и углубление представлений).
Состав слова
Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение
знаний о составе слова.
Правописание частей слова
Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по
глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание
слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание
приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).
Имя существительное
Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен
существительных.
Имя прилагательное
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы
имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен
прилагательных.
Местоимене
Лицо, число, род личных местоимений.
Глагол
Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена
глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Повторение

4 КЛАСС
Вспоминаем, повторяем, изучаем
Язык и речь
Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст
Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция)
текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание,
рассуждение, смешанный текст).
Предложение
Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания
и
интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки
препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения
(общее представление).
Составление предложений с обращением.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными
членами без союзов. Интонация
перечисления,
запятая
при
перечислении.
Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но.
Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и
запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных
предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Слово и его лексическое значение
Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и
многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы,
омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов
(фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии
с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной
речи.
Части речи
Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя
числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление),
значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий
в предложении (второстепенный член предложения).
Состав слова
Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный
разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка
правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале.
Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и
мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов
более сложного слогозвукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.

Части речи
Имя существительное
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен
существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое
склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных
1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании
имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и
упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го
склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия).
Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен
существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных
падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в
каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с
предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в
магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку,
прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания
окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений
образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа
(инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в
речи.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным.
Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в
изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в
правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и
оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных
падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие
навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в
единственном числе.
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка
правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном
числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях,
прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и
множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов.
Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие
навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя,
меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи.
Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

Глагол
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому
значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по
родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных
форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление).
Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).
Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам,
распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов
2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание
безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание
возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает?
умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в
возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы
(общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в
прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть —
видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов,
глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена
существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца,
беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Связная речь
Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между
людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок.
Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению
(коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста.
Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом
разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).
Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно
составленному плану.
Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов,
сравнений,
олицетворений),
глаголов-синонимов,
прилагательных-синонимов,
существительных-синонимов и др.
Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных
рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с
предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи
учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова,
используемые при извинении и отказе.
Повторение изученного
III.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Образовательная программа по русскому языку содержит обязательную часть и часть,
формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть составляет 80 %,

а часть, формируемая участниками образовательного процесса – 20 % от общего объема
программы ( смотри календарно-тематические планирования преподавателей ).

1 класс
№
п/п
1

Наименование разделов
Обучение грамоте

№
п/п

Всего часов
115

Наименование разделов

Всего часов

1

Наша речь

1

2

Текст, предложение, диалог

1

3

Слова, слова, слова…

2

4

Слово и слог. Ударение.

2

5

Звуки и буквы

10

6

Повторение

1

Итого

17

2 класс
№
п/п

Наименование разделов

Всего часов

1

Наша речь

3

2

Текст

4

3

Предложение

12

4

Слова, слова, слова…

15

5

Звуки и буквы

49

6

Части речи

54

7

Повторение

16

Итого

170
3

№
п/п
1

класс

Наименование разделов
Язык и речь

Всего часов
2

№
п/п

Наименование разделов

Всего часов

2

Текст. Предложение. Словосочетание.

17

3

Слово в языке и речи

22

4

Состав слова

20

5

Части речи

76

6

Повторение

16

Итого

153
4 класс

№
п/п

Наименование разделов

Всего часов

1

Повторение

10

2

Предложение

9

3

Слово в языке и речи

17

4

Имя существительное

40

5

Имя прилагательное

28

6

Местоимение

7

7

Глагол

30

8

Повторение

12

Итого

170


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».