УМК Школа России (ФГОС НОО) 1-4 родной русский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

Приложение к основной образовательной программе
начального общего образования,
утвержденной приказом № 01-12/324 от 31.08.2021 г.,
срок реализации программы 4 года

Рабочая программа учебного предмета
«Родной (русский) язык»
для учащихся 1-4 КЛАССОВ

Светогорск 2021

0

Содержание
Пояснительная записка ................................................................................... 2
Планируемые результаты .................................................................................. 2 - 6
Содержание программы................................................................................. 6 - 8
Система оценки результатов освоения программы ...................................... 8-9
Список литературы .........................................................................................9 - 10
Тематическое планирование.......................................................................... 10 - 15

1

Пояснительная записка

1.
2.

3.

4.

5.

6.

Рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык» для 1-4 классов
составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования
Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых
документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 03.08. 2018г. № 317 – ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки № 373 от 06.10. 2009 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного стандарта начального общего
образования» (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки от 26.11.2012
г.№1241).
Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в
действие федерального образовательного стандарта начального общего образования» (
зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., зарегистрированный номер 17785)
Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года. № 1241 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
Программы по учебным предметам. Примерный учебный план. 1 – 4 классы, в2 ч.
Комплект «Школа России» Составитель – В. Г. Горецкого, В.А. Кирюшкиной, Л.А.
Виноградской, М.В. Бойкиной, Н.А. Федосовой .: Просвещение/ Учебник, 2017.
СанПиНа 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологических требований к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. Постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010
г. № 189, зарегистрированных в Минюте РФ 3.03.2011 № 19993 ( далее – СанПиН
2.4.2.2821 – 10)
Программа «Родной (русский) язык» является составляющей предметной
области «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Основные задачи реализации содержания предметной области «Родной
(русский) язык»: формирование первоначальных представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной
и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и
эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.
Цель обучения русскому языку в 1-м классе – упорядочение опыта речевой деятельности,
развитие фонематического слуха, усвоение первоначальных сведений по языку,
формирование и обогащение словарного запаса учащихся, ознакомление с
коммуникативной функцией русского языка, приобщение к духовным и социальноэтическим ценностям культуры русского народа.
Задачами учебного предмета являются:
– совершенствование всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и

письма;
– формирование познавательной деятельности учащихся средствами родного (русского)

языка;
2

– совершенствование психических функций ребенка в процессе усвоения языка как

средства общения: восприятия, анализа, синтеза, сопоставления, сравнения и др.
Ребенок воспитывается средствами языка и посредством языка. Именно в 1 классе он
вступает в систему активных социальных отношений, для чего ему необходимо овладеть
социально значимыми средствами для развития личности и социализации. К числу таких
средств относятся универсальные способы деятельности ребенка, которые формируются
на первоначальном этапе лингвистического образования и речевого развития учащихся:
познавательные, регулятивные и коммуникативные учебные действия.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Родной (русский) язык»
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Родной (русский)
язык»:
- осознавать роль речи в жизни людей;
- оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности,
тактичности в данной ситуации;
- объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей
при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.);
- осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий
общения;
- осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
- оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности,
3

соответствия речевой роли в данной ситуации;
- анализировать тактичность речевого поведения в семье;
- объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт
особенностей разных коммуникантов;
- оценивать свою вежливость;
- определять степень вежливости при общении людей (вежливо невежливо - грубо);
- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного
общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
- осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное
слово;
- понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова;
- объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни
человека, общества;
- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения
доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
- отличать истинную вежливость от показной;
- адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё
высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
- учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять
эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
- осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и
других общественных местах;
- анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
- поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках
и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета; готовить свое выступление и выступать с
аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
4

жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в
устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий
и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня
культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Родной
(русский) язык»:
- соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и
внеурочной деятельности;
- реализовывать простое высказывание на заданную тему;
- ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и
неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
- самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать
недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
- учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в
совместной деятельности;
- делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы
класса;
- формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное,
изучающее);
- пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к
заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
- отличать подробный пересказ от краткого;
- знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации
краткого пересказа;
- пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого
пересказа;
- пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок),
ключевые слова;
5

- реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов
определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить),
формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в
качестве доказательства ссылку на правило, закон;
- реализовывать устные и письменные высказывания - описания хорошо
знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли,
анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
- при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток
информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
- делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
- формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
- определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех,
исходя из имеющихся критериев;
- критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и
неудач при взаимодействии;
- осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для
решения коммуникативных задач;
- учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
- анализировать информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения
коммуникативных задач сведения;
- продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи
сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или
параллельной структуры;
- перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и
выборочный пересказ текста;
- осуществлять информационную переработку научно-учебного текста:
составлять его план;
- анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых
аргументов, правомерность выводов;
- аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства
правила, цитаты;
- продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы,
вывод;
- знать основные приёмы подготовки устного выступления - учитывать
компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять
рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
- пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с
графическим (возможно, аудио-,видео -) сопровождением;
- в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные
правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
- формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
- оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев;
- анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении;
- осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме)
в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
- анализировать рассуждение, в структуре которого представлены
несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
- классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные
(житейские), обобщённые и конкретные;
- реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в
6

себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение),
соблюдая нормы информационной избирательности;
- признавать возможность существования разных точек зрения и права
каждого иметь свою;
- различать описания разных стилей - делового и художественного;
- продуцировать описания разных стилей в зависимости от
коммуникативной задачи;
- анализировать словарные статьи;
- реализовывать словарные статьи к новым словам;
- осуществлять информационную переработку научно-учебного текста:
составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
- воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
- анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и
эмоциональную составляющие;
- слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе
обсуждения темы, проблемы;
- редактировать текст с недочётами.
Содержание учебного предмета
Родной (русский) язык
1 класс
Знание алфавита: правильное название букв, знание их
последовательности. Использование алфавита при работе со словарями,
справочниками, каталогами. Расположение слов в алфавитном порядке.
Общение. Значение речи в жизни человека, общества. Для чего люди
общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут
договориться о выполнении совместной работы, организовать игру. Виды
общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и
несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.
Виды речевой деятельности. Слушание. Правила для слушающего.
Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для
собеседников.
Азбука вежливости, речевой этикет. Способы выражения (этикетные
формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения.
Текст. Речевые жанры. Текст как смысловое и тематическое единство.
Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные)
слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.
Приветствие, прощание, благодарность, извинение, поздравление, письмо
как разновидности текста.
Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки,
считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.
2 класс
Общение. Что такое успешное общение.
Азбука вежливости. Какие бывают предложения.
Речевая деятельность.
Устное изложение. Работа с картиной. Слова, у которых несколько
значений. Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся. Слова и
их дальние родственники. Что такое обращение.
Слушание и говорение.
О пользе звукобуквенной зарядки. Слова со сходным значением, которые
по-разному звучат и пишутся.
7

Типы текстов.
Что такое текст. Тема и основная мысль текста. Главное переживание
текста. Деление текста на части. Описание и повествование. Научный и
художественный текст. Письменное изложение.
3 класс
Общение. Для чего нужна речь. Выражение собственного мнения. Его
аргументация. Развитие речи с элементами культуры речи.
Речевая деятельность. Речь. Работа с картиной., сравнительный анализ
двух картин. Главное переживание автора, выраженное в речи. Устное изложение.
Работа с картиной, устное сочинение. Сочиняем басню по картине.
Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и
прочитанного с использованием рисунков, символов.
Азбука вежливости. Как правильно написать письмо. Как правильно вести
себя в магазине. Что делать, если ты опоздал на урок? Как правильно говорить по
телефону? Учимся слушать других и стараемся, чтобы услышали нас.
Письменная речь. Письменное изложение. Работа с картинкой, письменное
сочинение. Учимся писать сочинение. Учимся писать сочинение по наблюдениям.
Текст. Текст, его тема и основная мысль. Последовательность
предложений в тексте. План текста. Порядок абзацев в тексте. Текст-описание и
текст-повествование. Научный текст. Словарные статьи в толковом, обратном,
орфоэпическом, орфографическом, словообразовательном, этимологическом,
фразеологическом словарях. Особенности словарных статей как разновидностей
текста.
4 класс
Общение. Разнообразие речевых ситуаций. Монолог. Диалог.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.
Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и
прочитанного с использованием рисунков, символов.
Азбука вежливости. Учимся давать оценку сообщениям, докладам и
выступлениям своих товарищей. Учимся делать научное сообщение.
Письменная речь. Редактирование и совместное редактирование. Речь
правильная и хорошая (успешная, эффективная).
Азбука вежливости. Учимся отстаивать свое мнение (свою точку зрения) в
споре. Речевой этикет. Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки,
утешения. Синонимы и антонимы
Текст. Речевые жанры: повествование, описание и рассуждение. Основные
признаки текста. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на
авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении. Смысловая цельность и
связность текста. Учимся писать сочинение. Письменное изложение текста.
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами
художественного стиля.
Словарные статьи в толковом, обратном, орфоэпическом,
орфографическом, словообразовательном, этимологическом, фразеологическом
словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных
событиях своей жизни.
Как устроена книга.
Газетные информационные жанры.
Хроника. Рассматриваем старые фотографии. Фотография в газетном
тексте, подпись к фотографии.
8

Информационная заметка. Сведения о писателях. Учимся рассказывать о
творчестве писателя или поэта. Учимся писать аннотацию.
Система оценки достижения планируемых результатов
В первом классе безотметочная система обучения
В условиях системно-деятельностного подхода к обучению система оценивания
достижения планируемых результатов включает:
– комплексную оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;
– отслеживание образовательной траектории каждого обучающегося;
– оценку динамики достижений обучающихся
Методы оценки личностных результатов обучающихся, предлагаемые для обучающихся в
программе средствами учебного предмета «Родного (русского) языка»:
– диагностика сформированности целеполагания учащихся; уровня развития контроля
посредством наблюдения;
– оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:
решение задач творческого и поискового характера;
итоговые проверочные работы;
комплексные работы на межпредметной основе.
Методы оценки предметных результатов обучающихся, предлагаемые для обучающихся в
программе средствами учебного предмета «Родной (русский) язык»:
– слушание и понимание:
умение воспринимать на слух объяснение учителя;
умение отвечать на 3–4 вопроса по содержанию прослушанного.
– говорение:
умение говорить в пределах изученной лексической и грамматической темы с опорой на
наглядность;
умение вести диалог с помощью учителя (5–6 реплик);
умение составлять с помощью учителя тексты (из 6–7 предложений) и озаглавливать
их;
9

умение выделять из группы предложений те, которые составляют текст.
– чтение:
умение выразительно, с правильным интонированием и смысловым ударением читать
вслух повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные
предложения, а также предложения с обращениями и однородными членами;
умение осознанно, правильно читать тексты (минимальный уровень – 25 слов,
оптимальный – 30–40 слов в минуту);
умение с помощью учителя находить в тексте предложения, выражающие основную
мысль прочитанного;
умение по словообразовательным элементам, по контексту догадываться о значении
незнакомых слов при чтении и при восприятии на слух.
У обучающихся должны быть сформированы умения и навыки речевой направленности:
планировать своё высказывание (с помощью учителя, с помощью смысловых и
содержательных опор в виде иллюстраций и предметной наглядности);
соблюдать культуру общения в речевом и неречевом поведении.
Повышенный функциональный уровень – самостоятельно правильно выполняет
привычные и непривычные задания.
Базовый опорный уровень – самостоятельно правильно выполняет привычные задания,
допускает единичные негрубые ошибки при выполнении непривычных заданий, которые
может исправить самостоятельно; допускает единичные негрубые ошибки при
выполнении привычных и непривычных заданий, которые может исправить
самостоятельно; допускает единичные ошибки в привычных заданиях, нуждается в
помощи при исправлении, затрудняется выполнить непривычные задания, что
свидетельствует о недостаточной сформированности умения применять свои знания;
результаты показывают, что ученик не усвоил большей или наиболее существенной части
изученного материала, допускает грубые ошибки.

Литература
1. Варовская, М. Русский язык. 1 класс. Тренажер для закрепления учебного материала. –
М. Издательский Дом Рученькиных, 2018.
2. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 1 класс/ сост. И.В. Позолотина,
Е.А. Тихонова.–2-е изд., перераб.– М.: ВАКО, 2011.
3. Петренко, С. Русский язык. 1 класс. Готовим руку для каллиграфического письма. –
Издательство: Букмастер, 2017.
4. Русский язык. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 1 класс / Бубнова
И.А., Илюшин Л.С. и др.– М.: Изд-во «Просвещение», 2013.
10

5. Русский язык. 1 класс. Система уроков по учебнику Чураковой Н.А. Николаева С.В.,
Смирнова И.Г.– М.: Академкнига/Учебник, 2011.
6. Соболева, О.Л. Волшебный черновичок: рабочая тетрадь по русскому языку для 1
класса (1–4). – М.: Изд-во: «Ювента», 2003.
Электронные образовательные ресурсы
http://www.fotokartina.com/http://nevsepic.com.ua/
http://printposters.ru/
http://ru.wikipedia.org
http://online.multilex.ru
Тематическое планирование
1
Алфавит. Правильное название букв, знание их последовательности.
Использование алфавита при работе со словарями.
Научатся
Ориентироваться в «Азбуке»; называть и показывать элементы учебной книги (обложка,
титульный лист, иллюстрации, форзац). Называть условные знаки, объяснять значение
каждого знака; оценивать результаты своей работы на уроке.
ПознавательныеУУД
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и
результат выполнения.
Регулятивные УУД
Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные
способы действий.
Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл
учения. Понимать причины неудач в собственной учебе.
Коллективная.
Индивидуальная.
Работа в парах.
Текущий.
2
Алфавит. Расположение слов в алфавитном порядке. Использование
алфавита при работе со справочниками, каталогами.
Научатся
Ориентироваться в «Азбуке»; называть и показывать элементы учебной книги (обложка,
титульный лист, иллюстрации, форзац). Называть условные знаки, объяснять значение
каждого знака; оценивать результаты своей работы на уроке.
ПознавательныеУУД
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и
результат выполнения.
Регулятивные УУД
Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные
способы действий.
Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл
учения. Понимать причины неудач в собственной учебе.
11

Коллективная.
Индивидуальная.
Работа в парах.
Текущий.
3
Общение. Значение речи в жизни человека, общества. Для чего люди
общаются.
Научатся
Рассказывать сказку с опорой на иллюстрации; делить предложения на слова; определять
на слух количество слов в предложении; выделять отдельные слова из предложений;
составлять предложения по заданным схемам; приводить примеры пословиц о труде и
трудолюбии. Объяснять смысл пословиц.
Регулятивные УУД
Распределять на группы предметы по существенным признакам: сравнивать предметы,
выделять в них общее и различное, называть группу предметов одним словом.
ПознавательнУУД
Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под
руководством учителя.
Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов
действий, творческий подход к выполнению заданий.
Индивидуальная.
Работа в парах.
Текущий.
4
Общение. Слово веселит, огорчает, утешает.
Научатся
Слушать, различать и воспроизводить некоторые неречевые звуки. Приводить примеры
неречевых звуков; практически различать речевые и неречевые звуки.Составлять рассказ
по рисунку и опорным словам; рассказывать о своих отношениях с товарищами;
рассуждать о том, как следует вести себя во время игры.
ПознавательнУУД
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и
результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии,
использовать обобщенные способы действий.
Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов
действий, творческий подход к выполнению заданий.
Коллективная.
Индивидуальная.
Работа в парах.
Текущий.
5
Правила работы в группе. С помощью слова люди могут договориться
о выполнении совместной работы, организовать игру.
Научатся
Рассказывать сказку с опорой на иллюстрации; делить предложения на слова; определять
на слух количество слов в предложении; выделять отдельные слова из предложений;
составлять предложения по заданным схемам; приводить примеры пословиц о труде и
трудолюбии. Объяснять смысл пословиц.
Регулятивные УУД
12

Распределять на группы предметы по существенным признакам: сравнивать предметы,
выделять в них общее и различное, называть группу предметов одним словом.
ПознавательнУУД
Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под
руководством учителя.
Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов
действий, творческий подход к выполнению заданий.
Индивидуальная.
Работа в парах.
Текущий.
6
Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются).
Научатся
Практически различать устную речь (говорение, слушание); воспроизводить сюжеты
знакомых сказок с опорой на иллюстрации; объяснять смысл пословицы; применять
пословицу в устной речи.
Правильно употреблять в речи слова – названия отдельных предметов (ранец, учебник;
кукла, мяч, кубик) и слова с общим значением (учебные вещи; игрушки).
ПознавательнУУД
Понимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя в
процессе выполнения учебных действий. Распределять на группы предметы по
существенным признакам, определять основания для классификации. Различать
родовидовые понятия.
Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов
действий, творческий подход к выполнению заданий.
Индивидуальная.
Работа в парах.
Текущий.
7
Словесное и несловесное общение.
Научатся
Практически различать устную речь (говорение, слушание); воспроизводить сюжеты
знакомых сказок с опорой на иллюстрации; объяснять смысл пословицы; применять
пословицу в устной речи.
Правильно употреблять в речи слова – названия отдельных предметов (ранец, учебник;
кукла, мяч, кубик) и слова с общим значением (учебные вещи; игрушки).
ПознавательнУУД
Понимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя в
процессе выполнения учебных действий. Распределять на группы предметы по
существенным признакам, определять основания для классификации. Различать
родовидовые понятия.
Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов
действий, творческий подход к выполнению заданий.
Индивидуальная.
Работа в парах.
Текущий.
8
Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.
13

9
Виды речевой деятельности. Слушание. Правила для слушающего
Научатся
Анализировать слово с опорой на его модель: определять количество слогов, называть
ударный слог, определять количество и последовательность звуков в слове, количество
звуков в каждом слоге, выделять и называть звуки в слове по порядку. Определять в
звучащей речи слова с заданным звуком, подбирать свои примеры. Группировать слова по
первому (последнему) звуку; наблюдать, как гласный образует слог. Соотносить рисунки
и схемы.
Работать в паре: задавать вопросы по рисунку, внимательно слушать ответ товарища,
совместно строить высказывания на заданную тему, составлять из них
рассказ. Контролировать свои действия и действия партнера при решении познавательной
задачи.
Коммуникативные УУД
Оценивать свою работу на уроке. Владеть монологической и диалогической формами
речи.
Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл
учения. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов
действий, творческий подход к выполнению заданий.
10
Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила
для собеседников.
Урок первичного предъявления новых знаний и УУД.
Обучающийся научится:
- различать особенности текста-повествования и текста-описания;
- объяснять такое понятие, как «цитата».
Обучающийся получит возможность научиться:
- работать с фразеологическим словарем;
- цитировать текст.
Коммуникативные УУД:
- коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника.
Формирование ценностно-смысловой ориентации.
Индивидуальная.
Текущий.
Самоконтроль.
11
Азбука вежливости, речевой этикет. Способы выражения (этикетные
формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения.
Урок формирования умений и навыков
Обучающийся научится:
отличать в тексте диалог от разговора, в котором принимают участие несколько человек.
Обучающийся получит возможность научиться:
- читать и анализировать диалог;
- читать диалог по ролям;
- пользоваться библиотекой.
Коммуникативные УУД:
- коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника.
Смыслообразование и самоопределение.
Индивидуальная.
14

Текущий.
Самоконтроль.
12
Текст. Речевые жанры. Текст как смысловое и тематическое единство.
Урок формирования умений и навыков
Обучающийся научится:
высказывать свою точку зрения; отстаивать свое мнение.
Коммуникативные УУД:
- коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника.
Смыслообразование и самоопределение: формирование умения ориентироваться в
социальных ролях и межличностных отношениях.
Индивидуальная.
Работа в парах.
Текущий.
Самоконтроль.
13
Текст. Тема, основная мысль текста, заголовок. Ключевые (опорные)
слова.
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми
предметными умениями.
Обучающийся научится:
- работать с толковым словарем и словарем происхождения слов;
- находить в тексте рассуждения;
- цитировать текст.
Коммуникативные УУД:
- коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника.
Формирование базовых историко-культурных представлений и гражданской
идентичности.
Индивидуальная.
Текущий.
Самоконтроль.
14
Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей
текста.
Урок первичного предъявления новых знаний и УУД.
Обучающийся научится:
- различать особенности текста-повествования и текста-описания;
- объяснять такое понятие, как «цитата».
Обучающийся получит возможность научиться:
- работать с фразеологическим словарем;
- цитировать текст.
Коммуникативные УУД:
- коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника.
Формирование ценностно-смысловой ориентации.
Индивидуальная.
Текущий.
Самоконтроль.
15
15

Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности
текста.
Урок первичного предъявления новых знаний и УУД.
Обучающийся научится:
- различать особенности текста-повествования и текста-описания;
- объяснять такое понятие, как «цитата».
Обучающийся получит возможность научиться:
- работать с фразеологическим словарем;
- цитировать текст.
Коммуникативные УУД:
- коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника.
Формирование ценностно-смысловой ориентации.
Индивидуальная.
Текущий.
Самоконтроль.
16
Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки,
считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих
текстов.
Урок первичного предъявления новых знаний и УУД.
17
Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни.
Урок первичного предъявления новых знаний и УУД.
Предметные результаты: формируются умения работать с информацией, с учебными
моделями, умением выделять характерные особенности разных видов жанров,
формируются умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст,
рисунок),

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».