УМК Школа России (ФГОС НОО) 1-4 Изобразительное искусство

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

Приложение к основной образовательной программе
начального общего образования,
утвержденной приказом № 01- 12/324 от 31.08.2021 г.
срок реализации программы 4 года

Рабочая программа учебного предмета
«Изобразительное искусство» (УМК Школа России)
для учащихся 1-4 классов

Светогорск -2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» разработана на основе
нормативных документов:
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г., с изм. от 02.05.2015 г.) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015 г.) • Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 г. № 1897
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1577 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17декабря 2010 г. № 1897»
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта
начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе
авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е.
Гуровой и др.

I. Планируемые результаты учебного предмета.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны
быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по
программе «Изобразительное искусство»:
1 класс
 чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
 уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в
целом;
 умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить
свою часть работы с общим замыслом;
2 класс
 понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного
человека;
 сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
 сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством,
природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в
самостоятельной практической творческой деятельности;
3-4 классы
 овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой
работы в команде одноклассников под руководством учителя;
 умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить
свою часть работы с общим замыслом;
 умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и
средств его выражения.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической
творческой деятельности:
1 класс
 овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать,
анализировать, выделять главное, обобщать;
 овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения
коллективной творческой работы;
 умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;
2 класс
 умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих
задач;
 умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;
3-4 класс
 осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов.
 использование средств информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение
творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
1 класс
 знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,
скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные
виды искусства);
 знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
 понимание образной природы искусства;
 эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
 применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения
художественно-творческих работ;
2 класс
 способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько
великих произведений русского и мирового искусства;
 умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о
содержании, сюжетах и выразительных средствах;
 усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев
своего региона;
 умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни:
в доме, на улице, в театре, на празднике;
 способность использовать в художественно-творческой деятельности различные
художественные материалы и художественные техники;
 способность передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
3-4 классы
 умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
 освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ
цветоведения, основ графической грамоты;
 овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками
изображения средствами аппликации и коллажа;
 умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы
различных регионов нашей страны;
 умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира,
способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную
художественную культуру;
 изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных
(знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы,
человека, народных традиций;
 умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые
(знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
 способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших
исторический облик, — свидетелей нашей истории;
 умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для
современного общества;
 выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и
историческим ансамблям древнерусских городов;
 умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и
богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

II.

Содержание учебного курса «Изобразительное искусство» по
годам обучения

Цель первого года обучения – побудить ребенка просмотреть всю окружающую жизнь с
позиции вглядывающегося в нее художника. Искусство видеть не дано человеку от природы.
Очень часто люди смотрят, но не видят. Здесь должен быть заложен фундамент развития этой
способности во все последующие годы.
Дети приобщаются к трем видам художественной деятельности (изобразительной,
декоративной,
конструктивной),
определяющие
все
многообразие
визуальных
пространственных искусств, которые являются основой познания единства мира этих
визуальных искусств.
Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера — Мастер Изображения,
Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или
иного Брата-Мастера — интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с
жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник.
Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь» делится на четыре блока: «Ты
изображаешь. Знакомство с Мастером-Изображения», «Ты украшаешь. Знакомство с
Мастером-Украшения», «Ты строишь. Знакомство с Мастером-Постройки», «Изображение,
украшение, постройка всегда помогают друг другу». Дети знакомятся с присутствием разных
видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника учатся с
разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания
изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные
свойства различных художественных материалов.
Цель второго года обучения – это введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный
с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий, формирование у них первоначальных
представлений о содержании и роли искусства.
Учебно-воспитательные задачи усложняются с нарастанием эмоционально-образных и
художественных представлений.
Программа 2-го класса закладывает фундамент общения с искусством – фундамент радости
видеть и понимать. В течение всего этого года обучения в программе проходят как бы две линии
образовательно-воспитательных задач, тесно связанных друг с другом. Одна – познание
образного строя искусства, другая – развитее познания красоты жизни. Эти линии будут от
класса к классу строить разные грани связей искусства с жизнью.
Познание образного строя искусства — задача каждого урока. Познание красоты жизни
осуществляется через задания уроков.
На уроках у учеников продолжает формироваться умение быть в роли художника, зрителя,
критика-зрителя. Во втором классе ученикам дается представление о сотворчестве художника и
зрителя.
Тема 2 класса «Ты и искусство» – важнейшая для данной концепции, она содержит
основополагающие подтемы, необходимые для первичного приобщения к искусству как
культуре. И делится на четыре блока: «Чем и как работают художники», «Реальность и
фантазия», «О чем говорит искусство», «Как говорит искусство». Здесь и первоэлементы
языка (образного строя) пластических искусств и основы понимания их связей с окружающей
жизнью ребенка. Понимание языка и связей с жизнью выстроены в четкой методической
последовательности. Нарушение ее нежелательно.
Задача всех этих тем – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их
личных наблюдений, переживаний, раздумий.
Тема 3 класса – «Искусство вокруг нас» делится на четыре блока: «Искусство в твоем
доме», «Искусство на улицах города», «Художник и зрелище», «Музеи искусств». Одна из
основных идей программы: «От родного порога – в мир культуры Земли», то есть от
приобщения к культуре своего народа, даже от культуры своей «малой родины» – без этого нет
пути к общечеловеческой культуре.
Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание
окружающего предметного мира, его художественного смысла. Дети подводятся к пониманию

того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но и являются носителями
духовной культуры и так было всегда – от далекой древности до наших дней. Надо помочь
ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, предметов, объектов, произведений искусства,
обратив особое внимание на роль художников – «Мастеров Изображения, Украшения,
Постройки» – в создании среды жизни человека.
Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4-ом классе является
формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о
единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Тема 4 класса - «Каждый народ — художник» делится на четыре блока: «Истоки родного
искусства», «Древние города нашей Земли», «Каждый народ Земли – художник», «Искусство
объединяет народы». Многообразие художественных культур народов Земли и единство
представлений народов о духовной красоте человека. Разнообразие культур – богатство
культуры человечества. Цельность каждой культуры – важнейший элемент содержания
учебного года. Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли,
ощущение себя участниками развития человечества. Приобщение к истокам родной культуры,
обретение опыта эстетического переживания народных традиций, понимание их содержания и
связей с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для воспитания
патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и в то же
время интереса и уважения к иным культурам.

III.

Тематическое планирование учебного предмета

Образовательная программа по литературному чтению содержит обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательного процесса. Обязательная часть составляет 80 %, а часть, формируемая участниками
образовательного процесса – 20 % от общего объема программы (смотри календарно-тематические планирования
преподавателей).
1 класс
Ты изображаешь, украшаешь, строишь (27 часов)
Три вида художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная), определяющие все многообразие визуальных
пространственных искусств, — основа познания единства мира этих визуальных искусств. Игровая, образная форма приобщения к искусству: три
Брата-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного БратаМастера — интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник.
№
1

2

3

4

Название раздела, тем
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения
Мастер Изображения учит видеть и изображать.
Пятно, объём, линия, цвет – основные средства изображения.
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя.
Мастер Украшения учит любоваться красотой.
Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения —
мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека.
Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть
конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости.
Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.

Количество
часов
6

6

9

6

Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом
произведении, которое он создает.

класс
Искусство и ты (34 часа)

2

Цель второго года обучения - это введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний,
раздумий; формирование у них первоначальных представлений о содержании и роли искусства.
В течение всего этого года обучения в программе проходят как бы две линии образовательно-воспитательных задач, тесно связанные друг с другом.
Одна – познание образного строя искусства, другая – развитие познания красоты жизни. Эти линии будут от класса к классу строить разные грани
связей искусства с жизнью.
№
1

2
3
4

Название раздела, тем
Чем и как работают художники
Дети осваивают выразительные средства доступных их материалов, учатся присматриваться к выразительному использованию
различных материалов в искусстве. Ребята работают в каждой из трех сфер деятельности (изображение, украшение, постройка).
Реальность и фантазия
Получают представление о природных истоках художественного творчества, о роли в этом творчестве фантазии и воображения.
О чем говорит искусство
Получают представление о выражении разнообразных чувств и мыслей в изображении, украшении, постройке.
Как говорит искусство
Знакомятся с выразительным характером цвета, с ритмом цветовых пятен, с характером линий и линейных ритмов, с характером
объемов и их ритмов. Осознают, что все средства, которыми пользуются художники, нужны им для выражения чувств и мыслей.

Количество
часов
8

7
11
8

3

класс
Искусство вокруг нас (34 часа)
Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка главный смысловой стержень программы. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов искусств - изобразительной,
декоративной, конструктивной.
3 класс - строится как дальнейший шаг в приобщении к миру окружающей ребенка красоты. Опираясь на знания второго класса, необходимо
приобщать ребёнка к представлениям о красоте «второй природы», т.е. природы, создаваемой руками человека.
Вся окружающая ребёнка действительность наполнена работой искусства (живопись, графика и дизайн, народное и декоративное искусство,
зрелищные и экранные виды искусств), которую ни он, ни даже взрослые часто не замечают. Увидеть эту работу, познакомиться с ней умом,
сердцем, собственными руками – вот цель для ребёнка, проходящая по всем урокам 3 класса. На уроках данной программы вводится игровая
драматургия по изученной теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого
общения в программу вводятся коллективные задания.
№
1

2

3

4

Название раздела, тем
Искусство в твоем доме
Дети учатся видеть искусство вокруг себя, различать, узнавать его в каждом предмете, с
которым он соприкасается. На примере предметов самых близких, которые окружают их
дома или в школе (книги и игрушки, посуда и мебель, обои и одежда и др.) дети
прослеживают работу художника.
Искусство на улицах твоего города
Расширение представления детей о работе искусства в окружающей их жизни.
Продолжается знакомство не только с работой искусства (наших Мастеров), но и более
ясное, осознанное видение красоты родного места, его исторических корней (важность
памятников культуры).
Художник и зрелище
Знакомство учащихся с содержанием и целью работы художника в зрелищных искусствах
(цирк, театр).
Художник и музей
Расширение круга познания искусства. Самые ценные для народа произведения искусства
(станковые, прикладные) находятся в музеях или охраняются народом как объекты

Количество часов
8

7

11

8

музейного значения (архитектура).

4 класс
Каждый народ – художник
(изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли) (34 часа)
4 класс раздвигает представления детей об искусстве – предельно для возможностей этого возраста. Задача – не просто передать знания об искусстве
разных народов, а создать у ребенка представление о необъятности и увлекательности художественного творчества во всех уголках Земли, у каждого
народа. Пробудить интерес к нему.
Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры красоты
человека (внешней и духовной) с культурой других народов. Научиться видеть красоту, радоваться ей. Существует единое понимание всеми народами
красоты отношения человека к жизни, отношения к своей стране, к труду, к матерям и отцам, к старикам и детям.
В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль играют музыкальные и литературные
произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.
№
1

2

3

4

Название раздела, тем
Истоки родного искусства (10ч)
Материал искусства уводит ребёнка за пределы непосредственно окружающего мира. Как бы итог уже накопленному
материалу по искусству родного народа.
Древние города нашей Земли (9ч)
Отношение к природе своей страны и к её памятникам – показатель уровня культуры общества и человека. Не только
сооружения гражданского зодчества, но и религиозного назначения – наше художественное наследие (архитектура Урала,
Золотого Кольца России и др.)
Каждый народ – художник (10ч)
Знакомство с богатством и разнообразием отношения разных народов к красоте природы, строений, одежды, внешнего
облика людей, с многообразием художественных и эстетических явлений и представлений у народов Земли.
Искусство объединяет народы (5ч)
В основе всего многообразия художественных проявлений лежат единые для всех народов представления о коренных
явлениях жизни. В любви и ненависти народы едины. Все народы воспевают материнство, юность, любовь, все народы
преклоняются перед мудростью старости и видят в ней красоту. Всем народам близка горечь утраты близких, воспевают

Количество часов
10

9

10

5

борьбу за свободу и справедливость и своих великих героев. В этой борьбе они видят высшее проявление духовной красоты
человека.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».