Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска» Приложение к основной образовательной программе начального общего образования, утвержденной приказом № 01-12/324 от 31.08.2021 г., срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета «Технология» для учащихся 1-4 КЛАССОВ УМК «Школа России» Светогорск 2021 0 Содержание Пояснительная записка ................................................................................... 2 - 3 Планируемые результаты .............................................................................. 3 - 14 Содержание программы................................................................................. 14 - 16 Тематическое планирование.......................................................................... 16 1 Пояснительная записка Рабочая программа курса «Технология» для 1 - 4 классов разработана на основе следующих нормативных документов: 1. Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Министерства образования и науки России от 06.10.2009 года № 373 с изменениями от 31.12.2015 № 1576 (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936). 2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936). 3. СанПиН 2.4.2.2821-10 с последующими дополнениями и изменениями «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях; 4. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ г. Светогорска» 5. Учебного плана МБОУ «СОШ г. Светогорска» 6. Рабочих программы «Технология». Предметная линия учебников системы «Перспектива» 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.– 74с. Для реализации программного содержания используются УМК «Школа России». Данный УМК разработан в соответствии с ФГОС НОО. Учебный курс «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной деятельности. Цели изучения технологии в начальной школе: приобретение личного опыта как основы обучения и познания; приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технологическими умениями и проектной деятельности. формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда. Основные задачи курса: духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями; 2 формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других; формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности; развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях; формирование на основе овладения культурой проектной деятельности: Место курса «Технология» в учебном плане По базисному учебному плану на изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 129 ч: 27 ч - в 1 классе (сентябрь – октябрь – 0,25 ч в неделю; ноябрь – май – 1 час в неделю), по 34часа во 2 – 4 классах (34 учебные недели в каждом классе). Планируемые результаты освоения курса «Технология» 1 КЛАСС ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ У обучающегося будет сформировано: положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека; бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека; представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности; Обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе; этических норм (ответственности) на основе анализа взаимодействия учеников при изготовлении изделия; эстетических чувств (красивого и не красивого, аккуратного и не аккуратного); потребности в творческой деятельности и развитии собственных интересов, склонностей и способностей. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Регулятивные Обучающийся научится: понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; соотносить предлагаемый в учебнике слайдовый план выполнения изделия с текстовым планом; составлять план выполнения работы на основе представленных в учебнике слайдов и проговаривать вслух последовательность выполняемых действий; осуществлять действия по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе слайдового плана; 3 оценивать совместно с учителем результат своих действий на основе заданных в учебнике критериев и рубрики «Вопросы юного технолога» и корректировать их. Обучающийся получит возможность научиться: работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель, обсуждать и составлять план, распределять роли, проводить самооценку; воспринимать оценку своей работы, данную учителем и товарищами. Познавательные Обучающийся научится: находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов и иллюстраций; использовать знаково-символическую и навигационную системы учебника; выстраивать ответ в соответствии с заданным вопросом; высказывать суждения; обосновывать свой выбор; проводить анализ изделий и реальных объектов по заданным критериям, выделять существенные признаки; сравнивать, классифицировать под руководством учителя реальные объекты и изделия по заданным критериям. Обучающийся получит возможность научиться: использовать при ответе информацию из таблиц и схем, представленных учебнике; выделять информацию из текстов учебника; использовать полученную информацию для принятия несложных решений; использовать информацию, полученную из текстов учебника, в практической деятельности. Коммуникативные Обучающийся научится: задавать вопросы и формулировать ответы при выполнении изделия; слушать собеседника, уметь договариваться и принимать общее решение; выполнять работу в паре, принимая предложенные правила взаимодействия; выслушивать различные точки зрения и высказывать суждения о них. Обучающийся получит возможность научиться: приводить аргументы и объяснять свой выбор; вести диалог на заданную тему; соглашаться с позицией другого ученика или возражать, приводя простейшие аргументы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Обучающийся научится: воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека на земле, в воздухе, на воде, в информационном пространстве; называть основные виды профессиональной деятельности человека в разных сферах; организовывать рабочее место по предложенному образцу для работы с материалами (бумагой, пластичными материалами, природными материалами, тканью, нитками) и инструментами (ножницами, стеками, швейной иглой, шилом); соблюдать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при выполнении изделия; 4 различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы, инструменты и приспособления в зависимости от вида работы; проводить анализ под руководством учителя простейших предметов быта по используемому материалу; объяснять значение понятия «технология» (процесс изготовления изделия). Обучающийся получит возможность научиться: уважительно относится к труду людей; определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности человека; организовывать рабочее место для работы с материалами и инструментами; отбирать материалы и инструменты в зависимости от вида работы; анализировать предметы быта по используемому материалу. Конструирование и моделирование Обучающийся научится: выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения; анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме; изготавливать конструкцию по слайдовому плану и / или заданным условиям. Обучающийся получит возможность научиться: создавать мысленный образ конструкции и воплощать этот образ в материале; изменять вид конструкции. Практика работы на компьютере Обучающийся научится: понимать информацию, представленную в разных формах; наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план); выполнять простейшие преобразования информации (перевод текстовой информации в рисуночную и / или табличную форму); работать со «Словарём юного технолога». Обучающийся получит возможность научиться: понимать значение компьютера для получения информации; различать и использовать информацию, представленную в различных формах; наблюдать за действиями взрослых при работе на компьютере и принимать посильное участие в поиске информации; соблюдать правила работы на компьютере; находить информацию по заданной теме на основе текста и иллюстраций учебника. Проектная деятельность Обучающийся научится: составлять план работы на основе слайдов, предложенных в учебнике; распределять обязанности в соответствии с заданными условиями при работе в паре. Обучающийся получит возможность научиться: первоначальным навыкам работы над проектом под руководством учителя; ставить цели, распределять роли при выполнении изделия, проводить оценку качества выполнения изделия; развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре; применять на практике правила сотрудничества в коллективной деятельности. 2 КЛАСС ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: 5 У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека, как создателя и хранителя этнокультурного наследия; ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека и культурно историческому наследию; интерес к поисково-исследовательской деятельности, предлагаемой в заданиях учебника; представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности; основные критерии оценивания деятельности других учеников на основе заданных в учебнике критериев и ответов на «Вопросы юного технолога»; этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности) при изготовлении изделия, работе в паре и выполнении проекта; потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия; Обучающиеся получат возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к трудовой деятельности; этических норм (долга) на основе анализа взаимодействия учеников при изготовлении изделия; ценности коллективного труда в процессе создания изделия и реализации проекта. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Регулятивные Обучающиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия; дополнять слайдовый и /или текстовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя; изменять план выполнения работы при изменении конструкции или материалов; проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учителя; осуществлять действия по заданному правилу и собственному плану; контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе текстового плана; проводить оценку своих действий на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога» и корректировать их. Обучающиеся получат возможность научиться: работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли; проводить самооценку, обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий; выделять познавательную задачу из практического задания; воспринимать оценку своей работы данную учителем и товарищами и вносить изменения в свои действия; Познавательные Обучающиеся научатся: находить и выделять необходимую информацию из текстов и иллюстраций; 6 высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, пользуясь материалами учебника, использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с материалами учебника; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать реальные объекты и изделия; находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством учителя; Обучающиеся получат возможность научиться: создавать небольшие устные сообщения, используя материалы учебника, собственные знания и опыт; выделять информацию из текстов и устных высказываний, переводить ее в различные знаково-символические системы, выделять учебные и познавательные задачи; читать и работать с текстами с целью использования информации в практической деятельности. Коммуникативные Обучающиеся научатся: формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи; проявлять инициативу в ситуации общения. Обучающиеся получат возможность научиться: воспринимать аргументы, приводимые собеседником; соотносить мнение партнера со своим, высказывать свою оценку, учится договариваться, учитывая интересы партнера и свои; вести диалог на заданную тему; 3 КЛАСС ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека в городской среде; ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности профессиональной деятельности человека; интерес к поисково-исследовательской деятельности, предлагаемой в заданиях учебника и с учетом собственных интересов; представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности; основные критерии оценивания собственной деятельности других учеников как самостоятельно, так и при помощи ответов на «Вопросы юного технолога»; этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности) при выполнении проекта; потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия; Обучающиеся получат возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к трудовой деятельности; этических норм (долга, сопереживания, сочувствия) на основе анализа взаимодействия профессиональной деятельности людей; 7 ценности коллективного труда в процессе реализации проекта; способность оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям её успешность или неуспешность и определяя способы ее корректировки; представление о себе как о гражданине России и жителе города, поселка, деревни; бережного и уважительного отношения к окружающей среде; уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности. эстетических чувств (прекрасного и безобразного); потребность в творческой деятельности; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Регулятивные У учащихся будут сформированы: следовать определенным правилам при выполнении изделия; дополнять слайдовый и /или текстовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя и / или самостоятельно; выбирать средства для выполнения изделия и проекта под руководством учителя; корректировать план выполнения работы при изменении конструкции или материалов; проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учеников; вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил; действовать в соответствии с определенной ролью; прогнозировать оценку выполнения изделия на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога» под руководством учителя; Обучающиеся получат возможность для формирования: работать над проектом с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли; проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий; ставить новые задачи при изменении условий деятельности под руководством учителя; выбирать из предложенных вариантов наиболее рациональный способ выполнения изделия; прогнозировать сложности, которые могут возникнуть при выполнении проекта: оценивать качества своей работы. Познавательные У обучающегося будут сформированы: выделять информацию из текстов заданную в явной форме; высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из текста и иллюстраций учебника, проводить защиту проекта по заданному плану с использованием материалов учебника; использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с материалами учебника; проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя и / или самостоятельно; выделять признаки изучаемых объектов на основе сравнения; 8 находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством учителя и / или самостоятельно; проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выбранным критериям; Обучающиеся получат возможность для формирования: осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной учителем задачей, используя различные ресурсы информационной среды образовательного учреждения; высказывать суждения о свойствах объектов, его строении и т.д.; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач разного характера с учетом конкретных условий. Коммуникативные У обучающегося будут сформированы: слушать собеседника понимать и или принимать его точку зрения; находить точки соприкосновения различных мнений; Приводить аргументы «за» и «против» под руководством учителя при совместных обсуждениях; осуществлять попытку решения конфликтных ситуаций (конфликтов «интересов») при выполнении изделия, предлагать разные способы решения конфликтных ситуаций; оценивать высказывания и действия партнера с сравнивать их со своими высказываниями и поступками; формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи; проявлять инициативу в ситуации общения. Обучающиеся получат возможность для формирования: строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести диалог на заданную тему, используя различные средства общения, в том числе и средства ИКТ; учится договариваться, учитывая интересы партнера и свои; задавать вопросы на уточнение и/ или углубление получаемой информации; осуществлять взаимопомощь и взаимопомощь при взаимодействии. 4 класс В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач. 9 В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты. Личностные универсальные учебные действия У выпускника будут сформированы: • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню; • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; • установка на здоровый образ жизни; • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Выпускник получит возможность для формирования: • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; 10 • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: • принимать и сохранять учебную задачу; • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; • различать способ и результат действия; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках; • выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме. Выпускник получит возможность научиться: • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • преобразовывать практическую задачу в познавательную; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: 11 • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе, контролируемом пространстве Интернета; • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; • строить сообщения в устной и письменной форме; • ориентироваться на разнообразие способов решения задач; • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; • осуществлять синтез как составление целого из частей; • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; • устанавливать аналогии; • владеть рядом общих приёмов решения задач. Выпускник получит возможность научиться: • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; • строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; 12 • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; • задавать вопросы; • контролировать действия партнёра; • использовать речь для регуляции своего действия; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. o o o o o Предметные результаты Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Обучающийся научится: воспринимать современную городскую среду как продукт преобразующей и творческой деятельности человека - созидателя в различных сферах на Земле, в Воздухе, на Воде, в Информационном пространстве ; называть основные виды профессиональной деятельности человека в городе: экскурсовод, архитектор, инженер-строитель, прораб, модельер, закройщик, портной, швея садовник, дворник, и т.д. бережно относиться к предметам окружающего мира; организовывать самостоятельно рабочее место для работы в зависимости от используемых инструментов и материалов; соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия; 13 o отбирать материалы и инструменты, необходимые для выполнения изделия в зависимости от вида работы, с помощью учителя заменять их; o проводить самостоятельный анализ простейших предметов быта по используемому материалу; o проводить анализ конструктивных особенностей простейших предметов быта под руководством учителя и самостоятельно; o осваивать доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда; o определять самостоятельно этапы изготовления изделия на основе текстового и слайдового плана, работы с технологической картой. Обучающийся получит возможность научиться: o осмыслить понятие «городская инфраструктура»; o уважительно относиться к профессиональной деятельности человека; o осмыслить значимости профессий сферы обслуживания для обеспечения комфортной жизни человека; o осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность Содержание курса «Технология» Содержание программы 1 класс Давайте познакомимся Как работать с учебником. Материалы и инструменты. Что такое технология. Человек и земля Природный материал. «Аппликация из листьев» Пластилин. Аппликация «Ромашковая поляна». Пластилин. «Мудрая сова» Растения. Получение и сушка семян. «Овощи из пластилина». Бумага. «Волшебные фигуры». «Закладка из бумаги». Изделие из разных материалов «Пчёлы и соты». «Коллаж» дикие животные. Домашние животные. «Котёнок». Такие разные дома. «Домик из веток». Новый год. Проект «Украшаем класс к Новому году». «Украшения на ёлку, на окно». Посуда. Сервировка стола. Посуда. «Чайный сервиз». Свет в доме. «Торшер». Мебель. «Стул». Одежда, ткань, нитки. «Кукла из ниток». Учимся шить. «Строчка прямых стежков». Учимся шить. «Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями». Учимся шить. «Закладка с вышивкой». Передвижение по земле. «Тачка» Человек и вода Вода в жизни растений. «Проращивание семян». Питьевая вода. «Колодец». Передвижение по воде. «Кораблик из бумаги» Человек и воздух Использование ветра. «Вертушка». Полёты птиц. «Попугай». Полёты человека. «Самолёт» Человек и информация Способы общения. «Письмо на глиняной дощечке». Правила движения. «Важные телефонные номера». Компьютер. Изучение компьютера и его частей. Проект «Украшаем класс к Новому году». 2 класс 14 Как работать с учебником Знакомство с учебником, материалами и инструментами. Человек и земля Земледелие Деятельность человека на земле. Способы обработки земли и выращивание овощных культур. Выращивание лука Посуда Виды посуда и материалы, из которых она изготавливается. Способы изготовления посуды из глины. Назначение посуды. Способы хранения продуктов. Изделия «Корзина с цветами», «Семейка грибов на поляне», игрушка из теста. Проект «Праздничный стол» Народные промыслы Народные промыслы. Изделия золотая хохлома, городецкая роспись, дымковская игрушка, аппликация из бумаги и ткани «Матрешка», пейзаж «Деревня» Домашние животные и птицы Значение лошади в жизни человека. Как человек ухаживает за лошадью. Аппликация «Лошадка», мозаика «Курочка из крупы» Проект «Деревенский двор» Новый год История возникновения елочных игрушек и традиции празднования Нового года. Строительство Особенности деревянного зодчества. Знакомство с профессией плотника. Различные виды построек деревянного зодчества. Работа с яичной скорлупой в технике кракле. В доме Традиции оформления русской избы, правила приема гостей. Традиции и поверья разных народов. Игрушка из помпона «Домовой», плетение коврика, конструирование из картона «Стол и скамья» Проект «Убранство избы». Народный костюм Национальный костюм и особенности его украшения. Национальный костюм разных народов. Работа с нитками и картоном «Русская красавица», аппликация из ткани «Костюмы для Ани и Вани», шитье «Кошелек», вышивание салфетки Человек и вода Вода и ее роль в жизни человека. Приспособления для рыболовства. Изонить «Золотая рыбка», полуобъёмная аппликация «Русалка» Проект «Аквариум» Человек и воздух Птица счастья Значение символа птицы в культуре. Оберег. Оригами «Птица счастья» Использование ветра Использование силы ветра человеком. Конструирование «Ветреная мельница», изготовление флюгера Человек и информация Книгопечатание История книгопечатания. Способы создания книги. Значение книги для человека. Оформление разных видов книги. Изделие «Книжка-ширма» Поиск информации в Интернете 15 Как работать с учебником Знакомство с учебником. Путешествие по городу Человек и земля Архитектура. Городские постройки. Парк. Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Изготовление тканей. Вязание. Одежда для карнавала. Бисероплетение. Кафе. Фруктовый завтрак. Таблица «Стоимость завтрака». Колпачок-цыпленок. Бутерброды. Салфетница. Способы складывания салфеток. Магазин подарков. Золотистая соломка. Упаковка подарков. Автомастерская. Грузовик Человек и вода Мосты. Водный транспорт. Фонтаны Человек и воздух Зоопарк. Вертолетная площадка. Воздушный шар Человек и информация Переплетная мастерская. Почта. Кукольный театр. Афиша Проекты: «Детская площадка», «Океанариум» 4 класс Как работать с учебником Как работать с учебником Человек и земля Вагоностроительный завод. Создание модели вагона из бумаги и картона. Полезные ископаемые. Изготовление модели буровой вышки. Изделие «Малахитовая шкатулка». Автомобильный завод. Изделие из конструктора «КамАЗ». Монетный двор. Изделие из фольги «Медаль». Фаянсовый завод. Изделие из пластилина «Ваза». Швейная фабрика. Работа с текстильными материалами «Прихватка». Мягкая игрушка «Птичка». Обувное производство. Изделие из бумаги «Модель детской летней обуви». Деревообрабатывающее производство. Изделие «Лесенка-опора для растений». Кондитерская фабрика. Приготовление пирожного «картошка» и шоколадного печенья. Бытовая техника. Изделие «Настольная лампа». Тепличное хозяйство. Уход за растениями. Человек и вода Водоканал. Изделие «Фильтр для очистки воды». Порт. Изделие «Канатная лестница». Узелковое плетение. Изделие «Браслет». Человек и воздух Самолетостроение. Ракетостроение. Изготовление модели самолета из конструктора. Изготовление модели ракеты из картона и бумаги. Конструкция воздушного змея Человек и информация Создание титульного листа. Работа с таблицами. Создание содержания книги. Переплетные работы Изделие: Книга «Дневник путешествий». Проект «Цветы для школьной клумбы» 16 Тематическое планирование № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Разделы, темы Давайте познакомимся Здравствуй дорогой друг. Как работать с учебником. Здравствуй дорогой друг. Как работать с учебником. Путешествие по городу. Как работать с учебником. Человек и земля. Человек и вода. Человек и воздух. Человек и информация. Заключительный урок. Итого Рабочая программа 1 Количество часов Рабочая программа по классам 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 1 - 1 - 1 - - 1 - - 1 - 1 82 13 12 17 1 129 17 3 3 3 27 23 3 3 3 1 34 21 4 3 5 34 1 21 3 3 6 34 Материально – техническое обеспечение образовательного процесса Для учителя 1. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология. Рабочие программы. 1—4 классы. — М.: Просвещение 2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. Учебники 1-4 классы, -М. Просвещение 3. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. . Уроки технологии. 4. Электронный ресурс htt://www.prosv/ru/umk/perspektiva/ 5. Электронное приложение к учебнику Роговцевой Н.И. «Технология» Для учащихся 1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. Учебник. Технические средства: компьютер, проектор, принтер. 17