УМК Школа России (ФГОС НОО) - ОРКСЭ (основы светской этики)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

Приложение к основной образовательной программе
начального общего образования,
утвержденной приказом № 01- 12/324 от 31.08.2021 г.
срок реализации программы 1 год

Рабочая программа учебного предмета

«Основы светской этики»
для учащихся 4 классов

Светогорск -2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа «Основы светской этики» для учащихся 4 класса составлена
в соответствии с Федеральными государственными образовательными
стандартамиобразования и учебным планом образовательного учреждения.







Основной целью предмета «Основы светской этики», призванного решать задачи
социализации и воспитания, является формирование у младших школьников мотивации к
нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций
России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и
мировоззрений.
Основные задачи комплексного учебного курса:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностносмысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие
отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени
основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
общественного мира и согласия.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской
культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания
религиозного,
культурного
многообразия
и
исторического,
национальногосударственного, духовного единства российской жизни. При изучении комплексного
учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается
интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное
искусство».
Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» адресован
учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте
происходит социализация ребѐнка, от него требуется проявление личностной позиции,
определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями. Духовно-нравственное
воспитание младших школьников требует взаимопонимания и сотрудничества с их
родителями. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьѐй,
выработки согласованных действий и единых требований. В качестве основного
методологического принципа реализации курса выбран культурологический подход,
способствующий формированию первоначальных представлений о религиозной и
светской культуре. В контексте внедряемого учебного курса культура понимает как образ
жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира.
Сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника рассматривается как
формирование и развитие отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к
своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям. В связи с этим,
целесообразно считать, сто курс является, прежде всего, средством формирования у
школьников поликультурной компетентности, которая понимает как интегративное

качество личности ребѐнка, включающее систему поликультурных знаний, интересов,
потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм, правил поведения,
необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе,
реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с
представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп.
Содержание поликультурной компетентности включает принятие человеком культурного
и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и еѐ
носителям. Это значит, что в результате освоения данного курса школьникам должны
быть усвоены следующие мысли: каждая духовная культура имеет собственный контекст
и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает
значимым для развития человечества ценностным содержанием.
Место предмета «Основы светской этики» в учебном плане
Предмет «Основы светской этики изучается как модуль в предметной области «Основы
религиозной культуры и светской этики» в 4-ом классе (1 час в неделю, 34 часа).
Право выбора предмета предоставляется родителям обучающихся или лицам, официально
их заменяющим.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени
начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых,
будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовнонравственного развития личности гражданина России и основано на определённой
системе базовых национальных ценностей.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Основы светской этики» реализуются по
направлениям.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и
обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю,
служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок,
поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам
государства и гражданского общества.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный
выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение
родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство
долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших;
свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной
культуре и светской этике.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности:
уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине;
целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое
воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое
сознание.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об
эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота;
гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и
искусстве. Все направления дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на
основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Основы
светской этики»
Обучение по программе курса «Основы светской этики» должно быть направлено на
достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
-формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости
за свою Родину;
-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных
народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание
ценности человеческой жизни;
-формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей
этнической и национальной принадлежности;
-развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной
справедливости и свободе;
-развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
-воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных
состояний и рефлексии;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и
договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
-развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
-формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности;
поиска оптимальных средств ее достижения;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять и находить
наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие
коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств
информационно-коммуникационных технологий для решения различных
коммуникативных и познавательных задач;
- совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

собственную; умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
- совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности,
умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о
распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья как основы
религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
-освоение основополагающих понятий курса «Основы светской этики»;
-формирование умения устанавливать взаимосвязь между культурой, моралью и
повседневным поведением людей; анализировать жизненные ситуации, нравственные
проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и
гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
-развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения
искусства; ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование
общекультурной эрудиции.
Ожидаемые результаты формирования УУД
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся получат
возможность совершенствовать:
- умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для
выполнения учебных заданий;
- навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
- логические действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям.
В области коммуникативных общих учебных действий обучающиеся получат
возможность:
- совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных
ситуациях;
- адекватно использовать речевые средства и средства информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и
познавательных задач;
- совершенствовать умения осознанного построения речевых высказываний в
соответствии с задачами коммуникации;
- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
собственную;
- совершенствовать умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения,
интерпретацию и оценку событий, явлений и фактов.
В области регулятивных общих учебных действий обучающиеся получать
возможность:
- совершенствовать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной
деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения;

- формировать и совершенствовать умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить
соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета
характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности,
умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о
распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
В области личностных общих учебных действий обучающиеся получат возможность:
- формировать основы российской гражданской идентичности, развивать чувство
гордости за свою Родину;
- формировать образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий;
- развивать доверие и уважение к представителям разных народов и вероисповеданий,
уважительного и бережного отношения к их культуре;
- развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной
справедливости и свободе;
- развить этические чувства как регулятор морального поведения;
- воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,
понимание и сопереживание;
- развивать начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных
ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
- развивать мотивацию к продуктивной созидательной деятельности;
- формировать бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Содержание курса «Основы светской этики» (34 часа)
Россия - наша Родина. Что такое светская этика? Мораль и культура. Особенности морали.
Добро и зло. Добродетели и пороки. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и
ответственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм. Что значит быть
моральным? Дружба. Что значит быть моральным? Род и семья - исток нравственных
отношений. Нравственный поступок. Золотое правило нравственности. Стыд, вина и
извинения. Честь и достоинство. Совесть. Нравственные идеалы. Жизнь человека высшая нравственная ценность. Нравственные идеалы. Образцы нравственности в
культуре Отечества. Этикет. Семейные праздники. Любовь и уважение к Отечеству.
Культура и мораль. Этика и еѐ значение в жизни человека. Праздники как одна из форм
исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство
и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль.
Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше
время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания
морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная
норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и
общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (17 часов)
Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (4 часов)

Блоки 1 и 3 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу
межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия.
Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе.
По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в
блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 3 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и
презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть
как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются
родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее
изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной
форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность
ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и
культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация
проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку
за весь курс.
Контрольно-измерительные материалы.
№ урока

Вид работы
Тема
16.
Итоговая презентация творческих работ
Итоговая презентация творческих работ
33.
Выступления уч-ся со своими творческими работами
Выступления уч-ся со своими творческими работами
34.
Презентация творческих проектов
Презентация творческих проектов

Календарно – тематическое планирование уроков в 4 классе
Модуль «Основы светской этики» - 34 часа
/№
Тема урока
Количество часов
Дата
Примечания
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
(1 час)

1.
Россия – наша Родина.

Блок 2. Основы светской этики.
(33 часа)

2.

Что такое светская этика?

3.
Культура и мораль

4.
Особенности морали.

5.
Добро и зло.

6.

Добро и зло. Щедрость, доброта

7.
Добродетель и порок

8.
Добродетель и порок. Дискуссия.

9.
Свобода и моральный выбор человека

10
Свобода и ответственность

11.
Моральный долг

12.
Справедливость

13.
Альтруизм и эгоизм

14.
Дружба

15.
Что значит быть моральным

16.

Итоговая презентация творческих работ

17.

Обобщение по теме: Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и
общества

18.
Род и семья
-исток нравственных отношений
в истории человечества

19.
Нравственный поступок

20.
Золотое правило нравственности

21.
Стыд, вина и извинение.

22.
Честь и достоинство

23.
Совесть.

24.
Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы.

25.
Нравственные идеалы

26.
Джентльмен и леди.

27.
Образцы нравственности в культуре Отечества.

28.
Этикет

29.
Семейные праздники

30.
Жизнь человека - высшая нравственная ценность

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (4 часа)

31.
Любовь и уважение к Отечеству

32.
Подготовка творческих проектов

33.
Выступления уч-ся со своими творческими работами*

34.
Презентация творческих проектов

*Творческие работы на темы: «Что такое этика?», «Моё отношение к России», «С чего
начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание
Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины»,
«Мой друг» и т.д..
Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и
согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). Проекты

могут быть как индивидуальные, так и коллективные.На презентацию проектов
приглашаются родители.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы:
учебное пособие для общеобразовательных учреждений. А.Я.Данилюк – М.:Просвещение,
2010.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. А.Я.Данилюк.- М.:
Просвещение, 2013.
- Электронное приложение к учебному пособию (графики, таблицы, фотографии,
картины, ауди - и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения
художественной литературы) ОАО «Издательство «Просвещение»,2013.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы:
справ.материалы для общеобразоват. учреждений / [ Б.Х. Бгажноков, О.В.Воскресенский,
А.В.Глоцер и др.] ; под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2013.
Тематическое планирование составлено на основе сборника программ
общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской
этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2013.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».