УМК Начальная школа 21 век Физическая культура

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

Приложение к основной образовательной программе начального общего
образования, утвержденной приказом № 01-12/324 от 31.08.2021 г., срок
реализации программы 4 года

Рабочая программа учебного предмета
«Физическая культура»
для учащихся 1-4 КЛАССОВ
УМК «Начальная школа 21 века»

Светогорск 2021

1

Рабочая программа по курсу «Физическая культура» разработана для обучающихся 1- 4
классовв
соответствии
с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, на основепримерной
программы по физической культуре (Примерные программы по учебным предметам.
Начальная школа. В 2ч.- 4 –е изд. перераб. - М.: Просвещение, 2011г); программы по
физической культуре для 1-4 классов (авторы– Т. В. Петрова, Ю. А. Копылов, Н. В.
Полянская, М.:Вентана-Граф, 2016); ориентирована на работу по учебно-методическому
комплекту «Начальная школа XXI века» (автор Н.Ф. Виноградова); основной
образовательной программы учреждения и программы формирования УУД.
Срок реализации программы 4 года.
I Цели и задачи учебного предмета
Цель:
- формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой
самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности;
- формирование у обучающихся представлений о физической культуре как
составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными
положениями науки о физической культуре;
- формирование компетенции детей в области выполнения основных двигательных
действий как показателя физической культуры человека.
Задачи:
- формирование знаний о физкультурной деятельности, отражающих её культурно исторические, психолого - педагогические и медико - биологические основы;
- формирование базовых двигательных навыков и умений, их вариативное
использование в игровой деятельности и в самостоятельных занятиях;
- расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных
двигательных действий и овладения новыми двигательными действиями с повышенной
координационной сложностью;
- формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений различной
педагогической направленности, связанных с укреплением здоровья, коррекцией
телосложения, правильной осанкой и культурой движения;
- расширение функциональных возможностей разных систем организма, повышение
его адаптивных свойств за счет направленного развития основных физических качеств
и способностей;
- формирование практических умений и навыков, необходимых в организации
самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных и
рекреативных формах, способствующих групповому взаимодействию в процессе
использования подвижных игр и элементов соревнования.
Материал программы направлен на реализацию приоритетной задачи образования –
формирование всесторонне гармонично развитой личности; на реализацию творческих
способностей обучающихся, их физическое совершенствование; на развитие основных
двигательных (физических) жизненно важных качеств; на формирование у школьников
научно обоснованного отношения к окружающему миру. В соответствии с программой
образовательный процесс в области физической культуры в начальной школе должен
быть ориентирован:
2

- на развитие основных физических качеств и повышение функциональных
возможностей организма;
- на обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с
общеразвивающей и корригирующей направленностью техническими действиями
базовых видов спорта;
- на освоение знаний о физической культуре;
- на обучение навыкам и умениям в физкультурно - оздоровительной и спортивно оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими
упражнениями.
Место учебного предмета «Физическая культура» в учебном плане
Согласно учебному плану образовательного учреждения МБОУ «СОШ г.Светогорска» на
изучение предмета « Физическая культура» в начальной школе выделяется 397 часов, из
которых 80% (318 ч) составляют обязательную часть, а 20% (79 ч) приходится на часть,
формируемую участниками образовательного процесса.
В 1 классе 91 час (сентябрь- октябрь, 2 ч в неделю; ноябрь-май - 3 ч. в неделю, 33учебных
недели), из которых 72 ч (80%) составляют обязательную часть, а 20% (19 ч) приходится на часть,
формируемую участниками образовательного процесса.
Во 2, 3 и 4 классах по 102 часа(3ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе), из которых 82
ч (80%) составляют обязательную часть, а 20% (20 ч) приходится на часть, формируемую
участниками образовательного процесса.

Планируемые результаты освоения программы по физической культуре
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы по
физической культуре
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по
физической культуре являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных
(нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных
целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и
общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по
физической культуре являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на
основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий
физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности,
сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
3

- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее
выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях
и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта,
использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по
физической культуре являются следующие умения:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и
досуге использованием средств физической культуры;
- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и
значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического
развития и физической подготовки человека, измерять (познавать) индивидуальные
показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических
качеств;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении
учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их
устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы
соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники
безопасности к местам проведения;
- организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой
направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной
дозировкой нагрузки;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее
напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий,
анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих
упражнений;
- находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными
учениками,
выделять отличительные признаки и элементы;
- выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне,
характеризовать признаки техничного исполнения;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и
соревновательной деятельности;
- выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в
различных изменяющихся, вариативных условиях.

4

II Содержание предмета
Содержание учебного предмета задаются в предлагаемой программе в конструкции
двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «Знания о
физической культуре», «Способы двигательной деятельности» и «Физическое
совершенствование».
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий
физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки,
лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы
передвижения человека. Правила предупреждения травматизма во время занятий
физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и
инвентаря.
Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых
соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и
развитие физических качеств. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных
физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты,
выносливости, гибкости и равновесия.
Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших
закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки
и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение
оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные
наблюдения
за
физическим
развитием
и
физической
подготовленностью.
Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение
частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и способы физкультурной
деятельности. Знания о физической культуре, проведение подвижных игр (на спортивных
площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для
утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений
осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы
дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приемы: строевые действия в шеренге и колонне; выполнение
строевых команд.
Акробатические упражнения: упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка
на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации, например: 1) гимнастический мост из положения лежа на
спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе, прыжок
с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор
присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком
переход в упор присев, кувырок вперед.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Гимнастическая комбинация, например: из виса стоя присев толчком двумя ногами
перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное
движение через вис сзади согнувшись со сходом вперед ноги.
Гимнастические упражнения прикладного характера: прыжки со скакалкой;
передвижение по гимнастической стенке; преодоление полосы препятствий с элементами
5

лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической
скамейке.
Легкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с
ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений;
челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину
и высоту; спрыгивание и запрыгивание.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Подвижные и спортивные игры
Па материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием
строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на
координацию, выносливость и быстроту.
На материале спортивных игр:
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча;
подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину;
подвижные игры на материале баскетбола.
Общеразвивающие упражнения
На материале гимнастики с основами акробатики:
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага,
глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперед, назад, в сторону в
стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической
палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя
у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в
себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные
комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с
резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по
гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и
длиной шага, поворотами
и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение
внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, сидя);
жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающих в себя
висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на
координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами;
равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на
переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на
расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в
разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой;
виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на
контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль
осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы
упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и
ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и
дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические
палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных
мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным
отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в
6

упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с
опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на
гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением
вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и
влево), прыжки вверх-вперед толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический
мостик; переноска партнера в парах.
На материале легкой атлетики:
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре;
пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на
месте на одной ноге и двух ногах поочередно. Развитие быстроты: повторное
выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных
исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из
разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном
темпе, из разных исходных положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности,
чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями;
повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или
изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнением многоскоков; повторное
преодоление препятствий (15-20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном
темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1-2 кг) одной
рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху,
сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в
высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением
вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной
высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгиваниес последующим
спрыгиванием.
III Тематическое планирование
Раздел программы
1

2

Знания о физической культуре,
организация здорового образа
жизни, наблюдение за физическим
развитием и физической
подготовленностью,
физкультурно-оздоровительная
деятельность
Спортивно-оздоровительная
деятельность
- легкая атлетика
- гимнастика с элементами
акробатики
- лыжная подготовка
- подвижные игры
- подвижные игры с элементами
спортивных игр
Итого

Рабочая программа по классам
1 кл
2 кл
3 кл
4 кл
В
В
В
В
процессе процессе процессе процессе
каждого
каждого
каждого
каждого
урока
урока
урока
урока

7

91 ч

102 ч

102 ч

102 ч

21
21

23
23

23
23

23
23

17
20
12

20
22
14

20
20
16

21
18
17

91 ч

102 ч

102 ч

102 ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».