УМК Начальная школа 21 век Музыка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

Приложение к основной образовательной программе
начального общего образования, утвержденной приказом
№ 01-12/324 от 31.08.2021 г., срок реализации программы 4 года

Рабочая программа учебного предмета
«Музыка»
для учащихся 1-4 КЛАССОВ
УМК «Начальная школа 21 века»

Светогорск 2021

1

Рабочая программа по музыке разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; федерального закона от
29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», примерной программы начального общего образования; авторской программы «Музыка» В.О. Усачевой, Л.В. Школяр, издательство М.: «Вентана-Граф», 2015г, УМК «Начальная школа ХХI
века».
Сроки реализации программы – 4 года.

I Цели и задачи курса:
Цель: формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки.
Задачи:
• воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного
вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
• развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
• обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и
навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
II Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану образовательного учреждения МБОУ «СОШ г.Светогорска» на
изучение предмета « Музыка» в начальной школе выделяется 130 часов, из которых 80%
(104 ч) составляют обязательную часть, а 20% (276 ч) приходится на часть, формируемую
участниками образовательного процесса.
В 1 классе 28 час (сентябрь- октябрь 0,5 ч в неделю, ноябрь-май-1 ч. в неделю, 33учебных
недели), из которых 22 ч (80%) составляют обязательную часть, а 20% (6 ч) приходится на
часть, формируемую участниками образовательного процесса.
Во 2, 3 и 4 классах по 34 часа (1ч. в неделю, 34учебные недели в каждом классе), из которых 27ч (80%) составляют обязательную часть, а 20% (7 ч) приходится на часть, формируемую участниками образовательного процесса.
III. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты:
• развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и
различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
• развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов
искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
• общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
2

• представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных
традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности
музыкального искусства разных народов;
• использование элементарных умений и навыков при воплощении художественнообразного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
• готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при
реализации
различных проектов для организации
содержательного культурного досуга во внеурочной и вне- школьной деятельности;
• участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций,
исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
Личностные результаты:
• укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с
духовными традициями семьи и народа;
• наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его
целостности, художественном и самобытном разнообразии;
• формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
• приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире
и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
• развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного(индивидуального) музицирования;
• продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
• развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости,
понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям
других народов.
Метапредметные результаты:
• наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной
деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
• ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
• овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
• применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
• готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
_ • планирование, контроль и оценка собственных учебных Действий, понимание их
успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
• участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов,
распределения функций и ролей; умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

3

IV Содержание учебного предмета.
класс

1

Структурное отличие программы для 1-го класса связано с особенностью этого
возрастного периода, который одновременно является и пропедевтическим этапом, и
начальным этапом систематического формирования музыкальной культуры детей в общеобразовательной школе.
Главная тема 1-го класса и первого года обучения музыке в школе - «Как можно
услышать музыку». Она рассматривается под различным углом зрения во 2 и 4 четвертях,
перекликаясь с темами «Звучащий образ Родины», «Что может музыка». В ней «высвечивается» тот или иной аспект этого основополагающего умения, необходимого для постижения музыки. Она позволяет дать учащимся представление о музыке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни. Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего, предусматривается воссоздание
детьми какой- либо из сторон музыкально творческой деятельности, уходящей корнями в
народное творчество, например, они 1)музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки; 2) учатся за графическим изображением знаков – букв и нот – видеть и слышать смысл предметов, явлений,
человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально - смысловые соответствия. Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обозначениях выражать свои
музыкальные мысли.
Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре. Освоение классической и народной музыки
возможно только на основе опыта творческой деятельности учащихся – хорового пения,
слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах. Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позволяет создавать ситуации, требующие от детей
перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место
4

отводится музыкальным играм, инсценировкам, драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, былина) складывается, сказывается в единстве музыки и
текста, с использованием музыкальных инструментов. Игра как деятельность на уроке
наполнена и тем смыслом, который искони имела в народном искусстве: исполнить песню
– значит сыграть её. Образная природа музыкального искусства. Способность музыки в
образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Музыка как средство общения между людьми. Основные отличия народной и
профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной
памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Музыкальный фольклор как особая
форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом
«пения на распев»). Варьирование напевов как характерная особенность народной музыки. Связь народного напева с пластикой движений, мимикой, танцами, игрой на простых
музыкальных инструментах. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки, сказки.
Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. Композитор как создатель музыки. Роль исполнителя в доведении музыкального
произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве
2 класс
Во 2 классе раскрывается содержание музыкального искусства через темы: «Три
кита» в музыке – песня, танец, марш»- композитор, исполнитель, слушатель. Песня, танец,
марш как три коренные основы всей музыки - ведущая проблема года, пронизывающая
музыкальные занятия в начальной школе. Рассмотрение жизненных связей песен, танцев и
маршей и их взаимопроникновение. Древняя легенда про «трёх китов», на которых будто
бы держится Земля. Мелодия, напев - важнейшая часть разных музыкальных жанров,
«душа музыки».
«О чём говорит музыка» - музыка выражает чувства человека (радость, гнев, печаль, тревога и др.), различные черты характера (силу и мужество, нежность и мягкость,
серьёзность и шутливость), создаёт музыкальные портреты людей, сказочных персонажей
и др. Музыка изображает различные состояния и картины природы (звуки и шумы, пение
птиц, журчание ручья, грозу и бурю, колокольный звон и др.), движение (поступь, шаг человека, движение поезда, конницы и др.). Взаимосвязь выразительности и изобразительности. Сходство и различие между музыкой и живописью.
«Куда ведут нас «три кита» - путь введения в оперу, балет, симфонию, концерт.
Музыкальные образы в произведениях крупных форм. Общее и различное в характере пе5

сен, танцев, маршей из опер, балетов, симфоний, концертов. Осознание выразительных
средств музыки в том или ином художественном образе.
«Что такое музыкальная речь»- постижение своеобразия каждого музыкального
произведения через особенности мелодики, темпа, динамики, фактуры, лада, ритма, регистра, тембра и т.д. и опыт собственной исполнительской деятельности. Знакомство с простейшими музыкальными формами (одночастная, двухчастная, трёхчастная) на основе закономерностей детского восприятия. Выразительные возможности русских народных инструментов, инструментов симфонического оркестра в создании музыкальных образов. 3
класс
3 класс
Учебный материал 3-го класса играет кульминационную роль, поскольку вводит
учащихся в искусство через закономерности музыки. Они получают представление об интонации как носителе смысла музыки, о развитии музыки, о формах её построения и ведущих музыкальных жанрах - от песни, танца, марша до оперы, балета, симфонии, концерта. Интонация, развитие музыки, построение (формы) музыки - триада, обозначающая
ведущую проблему года.
Песенность, танцевальность, маршевость. Жанровые истоки сочинений композиторов-классиков, народной, духовной музыки, произведений современности. Усвоение
темы на знакомой учащимся музыке. Сходство и различие музыкальной и разговорной
речи. Выразительные и изобразительные интонации Музыкальная интонация - «сплав»
средств музыкальной выразительности. «Зерно-интонация». Импровизации с использованием «зерна-интонации» (вокальные, инструментальные, ритмические, пластические).
Интонационная осмысленность исполнения с опорой на понимание того, что такое интонация и как из неё вырастает мелодия. Композиторы выражают в своих произведениях
развитие чувств человека, переход от одного чувства, настроения к другому. Музыка - искусство, которое не существует вне времени и раскрывается перед слушателем постепенно, в процессе развития. Приёмы исполнительского и композиторского развития в музыке.
Повтор, контраст, вариационность - основные принципы развития в народной музыке и в
произведениях, сочинённых композиторами. «Зерно-интонация», тема и её развитие в музыкальном произведении.
Средства музыкальной выразительности: мелодия, темп, динамика, ритм, тембр,
регистры, лад (мажор, минор) и т.д., их роль в развитии образного содержания музыки.
4 класс
Учебный материал 4-го класса даёт школьникам представление о композиторской
и народной музыке, о музыке народов России, ближнего и дальнего зарубежья. Выявляют
6

национальные особенности, характерные черты музыки того или иного народа (через
тождество и контраст, сравнение, сопоставление уклада жизни, природы и пр.).
Триединство «композитор – исполнитель – слушатель» - сквозная линия содержания программы 4-го класса. Обобщение первоначальных представлений и знаний о творчестве композиторов-классиков, о народной музыке разных стран, об исполнителях.
Включение в занятия образцов музыкального фольклора (аутентичного, подлинного и
стилизованного), духовной музыки, произведений «золотого фонда» русской классики,
которые осваиваются в различных формах и видах музыкально-исполнительской и творческой (сочинение, импровизации) деятельности школьников.
Богатство содержания русских народных песен, их жанровое многообразие (лирические, протяжные, былины, хороводные, обрядовые, солдатские, частушки и др.), особенности музыкального языка. Детский музыкальный фольклор. Значение музыки в
народных праздниках на Руси. «Академическая» и «народная» манеры исполнения. Певцы, ансамбли, хоры. Известные исполнители – певцы, инструменталисты, дирижёры, хоры, оркестры. Русские народные музыкальные инструменты (гусли, балалайка, рожок,
гармонь и др.). Оркестр русских народных инструментов. Интонационное родство музыки
русских композиторов с народным музыкальным фольклором: общность тем, сюжетов,
образов, приёмов развития.
Содержательная линия

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Музыка в жизни человека

10

10

12

12

Основные закономерности в искусстве

12

15

12

11

Музыкальная картина мира

6

9

10

11

128 ч

28 ч

34 ч

34 ч

34 ч

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».