Положение об организации дополнительного образования

РАССМОТРЕНО
на Педагогическом совете
протокол № 7 от 31.05.2021

СОГЛАСОВАНО
Пр. № 3 от 17.06.2021 г.
Председатель Управляющего
Совета _________Е.Г. Едина

УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 01-12/243
от 23.06.2021 г.
Директор: ___________
В.В.Кокоткина

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации и осуществлении образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным
(общеразвивающим) программам
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение об организации и осуществлении образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам МБОУ «СОШ г.
Светогорска» (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» и Уставом общеобразовательной
организации.
1.2. Положение регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по
дополнительным общеразвивающим программам школы (далее - образовательные программы), в
том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
2. Формирование и утверждение образовательных программ
2.1. В школе реализуются образовательные программы различной направленности:
–
физкультурно – спортивная;
–
естественно – научная;
–
художественно — эстетическая;
–
техническая;
–
туристско — краеведческая,
–
социально – гуманитарная
2.2. Требования к структуре образовательных программ.
2.2.1. Структура общеразвивающих программ должна включать:
а) титульный лист:
 наименование школы;
 где, когда и кем утверждена образовательная программа;
 название образовательной программы, которая отражает ее содержание и направленность;
 срок реализации образовательной программы;
 Ф. И. О., должность автора (авторов) образовательной программы;
 год разработки дополнительной образовательной программы.
б) пояснительную записку:
 нормативно-правовая база конструирования программы;
 общая характеристика программы, которая отражает актуальность и новизну, цели и
задачи, уровень сложности, направленность, категорию учащихся;
 объем и срок освоения программы, форму обучения, возрастные особенности, условия
реализации программы;
в) учебно-тематическое планирование:
г) содержание программы:
 описание разделов в соответствии с учебно-тематическим планированием.
д) методическое обеспечение программы;
е) планируемые результаты;
План может быть составлен на весь период освоения программы или на учебный год, если
срок реализации программы составляет более двух лет. В плане должны быть прописаны:
перечень, трудоемкость и содержание видов учебной деятельности воспитанников, формы
аттестации;
1

 календарно – тематическое планирование, должно содержать: месяц, число и время
проведения занятия, форму проведения занятия, количество часов, тему занятия, место
проведения и форму контроля.
Также в содержание программы в зависимости от ее назначения могут входить рабочие
программы курсов, дисциплин или иных компонентов, индивидуальные учебные планы;
г) организационно-педагогические условия:
 кадровые условия: численность и Ф. И. О. преподавателей;
 материально-технические: помещение, учебное оборудование;
 учебно-методические: наглядные пособия, учебные средства, расходные материалы;
д) оценку качества освоения программы:
 формы текущего контроля, формы промежуточной и итоговой аттестации (при наличии);
 примерный перечень контрольных вопросов, критерии оценки, зачета/незачета, иные
компоненты.
2.3. Разработка образовательных программ.
2.3.1. Образовательные программы формируют педагоги дополнительного образования
школы, реализующие образовательные программы. При необходимости к разработке
привлекается методист.
2.3.2. Программы разрабатываются с учетом пожеланий обучающихся и их родителей
(законных представителей). Для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов при формировании
программы учитываются особенности их психофизического развития.
2.3.3. Для утверждения программ ответственные работники готовят:
 служебную записку на имя директора школы с обоснованием необходимости
открытия новой программы.
Служебная записка подписывается разработчиком образовательной программы и руководителем
структурного подразделения;
2.4. Согласование образовательных программ.
2.4.1. Разработанный проект образовательной программы предоставляется на проверку и
согласование заместителю директора по учебно-воспитательной работе или заместителю
директора по воспитательной работе.
Проект образовательной программы, сформированной для обучающихся с ОВЗ и детейинвалидов, дополнительно предоставляется на согласование психолого-медико-педагогической
комиссии.
2.4.2. На последней стадии согласования проект образовательной программы
предоставляется на рассмотрение педагогическому совету школы.
2.5. Утверждение и пересмотр образовательных программ.
2.5.1. Образовательную программу утверждает директор школы.
2.5.2. Утвержденные программы размещаются на информационном стенде и официальном
сайте школы.
2.5.3. Оригинал утвержденной образовательной программы хранится в структурном
подразделении и в школе, копии - у педагогов дополнительного образования и заместителя
директора по воспитательной работе.
2.5.4. Ответственные работники обязаны ежегодно и по мере необходимости обновлять
программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологии и социальной
сферы.
3. Прием на обучение и отчисление обучающихся
3.1. К освоению образовательных программ допускаются обучающиеся школы в возрасте
от 6,5 до18 лет без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено
спецификой реализуемой программы. При наличии свободных мест к обучению допускаются
обучающиеся из других общеобразовательных организаций.
3.2. Прием на обучение.
3.2.1. Прием обучающихся и их обучение осуществляются по мере комплектования групп в
течение учебного года, включая каникулярное время.
2

3.2.2. Информация о сроках приема документов размещается на информационном стенде и
официальном сайте школы. Набор обучающихся объявляется только при наличии утвержденной
образовательной программы.
3.2.3. Для поступления на обучение заявитель представляет в школу и (или) в структурное
подразделение в установленные сроки комплект документов:
- заявление, составленное обучающимся или родителем (законным представителем)
обучающегося;
- копию документа, удостоверяющего личность обучающегося,
- паспорт или свидетельство о рождении;
- согласие на обработку персональных данных.
При приеме в спортивные, спортивно-технические, туристские, хореографические группы к
заявлению дополнительно представляется медицинское заключение о состоянии здоровья
обучающегося.
3.2.4. Зачисление обучающихся на обучение осуществляется приказом директора школы.
3.3. Отчисление.
3.3.1. Отчисление обучающихся производится:
а) в связи с окончанием срока обучения по образовательной программе или при переводе
обучающегося в другую образовательную организацию;
б) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей);
в) по инициативе школы или структурного подразделения:
- при грубом нарушении устава школы и правил поведения обучающихся. Отчисление
проводится в качестве меры дисциплинарного взыскания к обучающимся старше 15 лет;
- в случае нарушения порядка приема по вине обучающегося;
г) по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в том числе:
- в случае ликвидации школы или структурного подразделения;
- при аннулировании или приостановлении действия лицензии на образовательную
деятельность;
3.3.2. Отчисление обучающихся оформляется приказом директора школы.
3.4. Восстановление обучающихся на обучение не проводится.
4. Организация образовательного процесса
4.1. Организация образовательного процесса регламентируется расписанием занятий и
утвержденной образовательной программой.
4.2. Предоставление образовательных услуг по образовательным программам может
осуществляться в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Обучающиеся
школы осваивают образовательную программу без отрыва от обучения по основной
общеобразовательной программе.
4.3. Программы реализуются школой как самостоятельно, так и посредством сетевых форм
их реализации.
4.4. Обучение осуществляется очно, очно-заочно, заочно, в том числе с применением
дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) и электронного обучения (далее - ЭО),
если это позволяет реализуемая программа.
4.5. Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с учебным планом. Если
требуется организовать ускоренное обучение, обучение в заочной, очно-заочной формах (если
такие формы - исключение, а не общее правило), на дому, в медорганизации или провести
занятия, требующие индивидуальной формы проведения, образовательная деятельность
осуществляется в соответствии с индивидуальными учебными планами (далее - ИПУ). Порядок
обучения по ИПУ определяется локальным актом школы.
4.6. Занятия в объединениях проводятся по группам, индивидуально или всем составом
объединения. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
4.7. Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также
продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности программы.
Рекомендовано придерживаться следующего количества: 12-15 обучающихся в одном
3

объединении. Каждый обучающийся вправе заниматься в нескольких объединениях и переходить
в процессе обучения из одного объединения в другое.
4.8. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного
режима труда и отдыха обучающихся по представлению педагогических работников с учетом
пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) и возрастных особенностей
обучающихся.
4.9. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения
могут участвовать совместно с обучающимися их родители (законные представители).
4.10. При реализации программ могут предусматриваться как аудиторные, так и
внеаудиторные занятия, которые проводятся по группам или индивидуально.
4.11. При реализации программ возможно проведение массовых мероприятий, создание
необходимых условий для совместной деятельности обучающихся и их родителей (законных
представителей).
4.12. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды
учебных занятий и учебных работ: лекции, практические занятия, круглые столы, мастер-классы,
мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, выездные занятия, консультации, выполнение
итоговой аттестационной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные
учебным планом.
Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается
продолжительностью 45 минут. Количество занятий в неделю определяется руководителем
объединения.
5. Особенности организации учебного процесса с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий
5.1. При реализации программ с применением ЭО и ДОТ в школе обеспечиваются условия
для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя
электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность
информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих
технологических средств и гарантирующей освоение обучающимися программ в полном объеме.
5.2. При реализации программ с применением ЭО и ДОТ Центр самостоятельно определяет
объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем
непосредственного взаимодействия педагогических работников с обучающимися, и учебных
занятий с применением ЭО и ДОТ.
5.3. При реализации заочной формы обучения с применением ЭО и ДОТ допускается
отсутствие аудиторных занятий.
5.4. Необходимым условием реализации программ с применением ЭО и ДОТ является
наличие электронной информационно-образовательной среды школы, которая обеспечивает:
- предоставление всех необходимых сервисов централизованного автоматизированного
управления обучением;
- быстрое и эффективное размещение учебного контента, его персонализацию и
возможность многократного использования;
- единую платформу для решения всех учебных задач в соответствии с
современными стандартами в сфере ЭО и ДОТ;
- широкое взаимодействие между всеми участниками учебного процесса.
5.5. При реализации программ с использованием ЭО и ДОТ материально-техническая база
включает в себя:
- техническую и административную инфраструктуру, платформу для
структурированного и интерактивного обучения, опирающегося на синхронное и асинхронное
взаимодействие между группой и педагогическим составом;
- компьютерные классы;
- приемные станции, в том числе сети Интернет со скоростью не менее
100 Мб/с;
4

- подключение к глобальной, национальной, региональной, локальной и (или)
корпоративной компьютерной сети;
- электронный архив учебного материала;
- электронную библиотеку и видеотеку учебных дисциплин;
- офисное оборудование.
5.6. Требования к техническому оснащению рабочего места обучающегося и
педагогического работника:
- персональный компьютер с доступом к сети Интернет: операционная система не ниже
Windows 7 и программное обеспечение - DirectX, Adobe Flash Player, Microsoft Explorer;
- компьютерная периферия: веб-камера, микрофон, наушники и (или)
аудиоколонки;
- доступ к системе дистанционного обучения по индивидуальному логину и паролю.
5.7. При реализации программ с применением ЭО и ДОТ местом осуществления
образовательной деятельности является местонахождение школы, независимо от
местонахождения обучающихся.
6. Особенности организации учебного процесса для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов
6.1. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
образовательный процесс по программам организуется с учетом особенностей их
психофизического развития. Кроме того, при реализации программ создаются специальные
условия, без которых невозможно или затруднено освоение программ в соответствии с
заключением психолого-медико-педагогической комиссии.
6.2. Сроки обучения по программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического
развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии - для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
6.3. Обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
может осуществляться при соблюдении следующих условий:
а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
- адаптация официального сайта школы в сети Интернет с учетом особых потребностей
инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и
веб-сервисов (WCAG);
- размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими,
местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о
расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв
не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована
шрифтом Брайля);
- присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;
- выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или
аудиофайлы);
- доступ обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию
школы, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого
воспитанника;
б) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
- дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий
визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры
и количество необходимо определять с учетом размеров помещения));
- предоставление надлежащих звуковых средств воспроизведения информации;
в) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:
- материально-технические условия, предусматривающие возможность
беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые,
5

туалетные и другие помещения школы, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие
пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоекбарьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
6.4. Численный состав объединения уменьшается при включении в него обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов.
6.5. Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов в учебной группе устанавливается до 10 человек.
6.6. Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья,
детьми-инвалидами могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в
отдельных классах и (или) группах при условии набора такой группы.
6.7. С обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами
может проводиться индивидуальная работа.
6.8. Содержание дополнительного образования и условия организации обучения и
воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
определяются адаптированной образовательной программой.
6.9. Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья по программам может осуществляться на основе программ,
адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, с привлечением
специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогическими работниками,
прошедшими соответствующую переподготовку.
6.10. При реализации программ учащимся с ограниченными возможностями здоровья,
детям-инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная
учебная литература.
6.11. Учебные материалы могут быть предоставлены в электронном и (или) печатном виде с
учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов.
7. Итоговая аттестация
7.1. Освоение образовательной программы завершается итоговой аттестацией
обучающихся. Возможные формы итоговой аттестации: тестирование, контрольная работа,
письменная работа, устный опрос, защита реферата, зачет, выполнение проекта или творческой
работы, выставка.
8. Мониторинг образовательной деятельности
8.1. Мониторинг образовательной деятельности по образовательным программам
проводится с целью систематического стандартизированного наблюдения за условиями и
результатами реализации образовательных программ структурными подразделениями школы.
8.2. Мониторинг осуществляется с использованием:
- реестра образовательных программ, реализуемых в структурных подразделениях в
текущем календарном году;
- сведений о реализации образовательных программ структурными подразделениями в
истекшем полугодии.
8.3. Сводные данные мониторинга за истекший учебный год подлежат размещению на
официальном сайте школы.
8.4. Оценка соответствия процедуры организации и осуществления образовательной
программы установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации программ, а
также качества освоения дополнительных общеобразовательных программ обучающимися
проводится директором школы.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».