1 Принято Педагогическом совете МБОУ «СОШ г. Светогорска» Протокол № 1 от 29.08.2018 г. Утверждаю Директор МБОУ «СОШ г. Светогорска» ________ И.В. Иванова Приказ № 01-12 от 31.08.2018 г. ПОЛОЖЕНИЕ о методических кафедрах учителей-предметников I. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г., ФГОС НОО, ООО, СОО, Уставом МБОУ «СОШ г. Светогорска» и определяет порядок формирования и деятельности методических кафедр (МК) ОО. 1.2. Методические кафедры являются основным структурным подразделением методической службы МБОУ «СОШ г. Светогорска» (далее – ОО), осуществляющим проведение учебно-воспитательной, методической, инновационной и внеклассной работы по одному или нескольким учебным предметам смежных предметных областей. 1.3. Коллектив кафедры принимает участие в разработке научно-методических материалов с учётом новых условий работы в ходе освоения новых федеральных государственных стандартов образования. 1.4. Методические кафедры создаются, реорганизуются и ликвидируются директором ОО по представлению заместителя директора по учебно-воспитательной работе. 1.5. Методические кафедры подчиняются непосредственно заместителю директора по учебно-воспитательной работе (зам. директора по УВР). II. Цели, задачи и направления деятельности методических кафедр Цель деятельности методических кафедр направлена на эффективное использование и развитие профессионального потенциала педагогов, на сплочение и координацию усилий по совершенствованию методики преподавания соответствующих учебных дисциплин и на этой основе – на улучшение образовательного процесса. Задачи: создание условий перевода методической работы педагогов в область научно-исследовательскую и научно-методическую; привлечение всех педагогов к научно-методической и исследовательской работе по избранной теме, завершающейся созданием инноваций, постепенно переходящих в творческие лаборатории педагогов. Методическая кафедра: анализирует учебные возможности обучающихся, результаты образовательного процесса, в том числе внеучебной работы по предмету; обеспечивает образовательный процесс необходимыми программнометодическими комплексами; планирует оказание конкретной методической помощи учителямпредметникам; организует работу методических семинаров и других форм методической работы; анализирует и планирует оснащение предметных кабинетов; согласовывает материалы для промежуточной аттестации учащихся; 2 согласовывает (в случае необходимости) требования к содержанию и минимальному объему учебных курсов, к результатам обученности учащихся; проводит первоначальную экспертизу изменений, вносимых преподавателями в учебные программы; изучает и обобщает опыт преподавания учебных дисциплин; организует внеклассную деятельность учащихся по предмету; принимает решение о подготовке методических рекомендаций в помощь учителям; организует разработку методических рекомендаций для обучающихся и их родителей в целях лучшего усвоения соответствующих предметов и курсов, повышения культуры учебного труда; рекомендует учителям различные формы повышения квалификации; организует работу наставников с молодыми специалистами и малоопытными учителями; разрабатывает положения о конкурсах, олимпиадах, предметных неделях и организует их проведение. III. Основные формы работы методических кафедр: 3.1. Планирование и анализ деятельности. 3.2. Организация диагностики (мониторинга) эффективности деятельности членов МК. 3.3. Диагностика затруднений учителей и выбор форм повышения квалификации на основе анализа потребностей. 3.4. Разработка рекомендаций по вопросам содержания, методов и форм организации воспитательно-образовательной деятельности; повышения эффективности организации учебно-воспитательной работы на основе анализа образовательной деятельности по предметам. 3.5. Разработка основных направлений и форм активизации познавательной, научноисследовательской деятельности обучающихся во внеучебное время (олимпиады, смотры, предметные недели, декады, фестивали, конкурсы и т.д.). 3.6. Совершенствование содержания образования, участие в разработке содержания предметов из числа формируемых участниками образовательных организации. 3.7. Разработка, рецензирование, первичная экспертиза рабочих учебных программ, методических пособий, технологий и др. 3.8. Изучение, обобщение, пропаганда педагогического опыта, создание банка данных актуального опыта. 3.9. Совершенствование педагогического мастерства учителя, классного руководителя, руководство работы с молодыми педагогами, педагогической мастерской, временными творческими коллективами учителей. 3.10. Участие в аттестации педагогических работников. 3.11. Утверждение аттестационного материала для итогового контроля в переводных классах. 3.12. Взаимопосещение уроков. IV. Структура и организация деятельности методических кафедр 3 4.1. Методические кафедры в лице его руководителя, работая совместно с методическим советом образовательной организации, осуществляют взаимосвязи с педагогическим советом, директором и его заместителями, координируют действия по реализации целей и задач методической, творческой деятельности. 4.2. Свою работу МК организуют в соответствии с планами и программой развития образовательной организации. 4.3. В МБОУ «СОШ г. Светогорска» функционируют кафедры: - кафедра социально-гуманитарных наук (учителя русского языка и литературы, истории и обществознания, иностранного языка, географии); - кафедра естественно-математических наук (учителя математики, физики, биологии, химии, информатики); - кафедра учителей начальных классов; - кафедра культуры и спорта (учителя физической культуры, ОБЖ, музыки, изобразительного искусства, технологии). 4.4. Возглавляет кафедру руководитель, назначаемый приказом директора из числа педагогов, имеющих высшую (или первую) квалификационную категорию и проявляющих способности к управленческому мышлению и управленческой деятельности. 4.5. В соответствии с целями и задачами МБОУ «СОШ г. Светогорска» руководитель кафедры составляет план её работы, проводит заседания кафедры не менее 4 раз в течение учебного года. В план работы кафедры могут вноситься коррективы, обусловленные возникающими потребностями и проблемами. 4.6. На заседаниях кафедры систематически заслушиваются и обсуждаются вопросы повышения качества образования и выполнения стандарта образования, рабочих программ, учебно-тематических планов всеми членами кафедры, а также программы повышения квалификации педагогов. 4.7. На заседаниях кафедры рассматриваются итоги использования новых технологий, инноваций в образовательном процессе. 4.8. Члены кафедры обсуждают современные технологии, формы, методы, приемы педагогической деятельности, обеспечивающие эффективность обучения учащихся основам наук и становления ключевых компетенций, способствующих успешной социализации, росту творческой активности и развитию личности. 4.9. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов принимаются рекомендация, которые фиксируются в протоколе. 4.10. По итогам года проводится анализ работы кафедры, оформляется необходимая документация (протоколы), делаются заключения о выполнении индивидуальных планов работы педагогов МБОУ «СОШ г. Светогорска», вносятся предложения, даются педагогам указания, способствующие повышению качества обучения и воспитания учащихся и воспитанников. Руководитель кафедрой может быть привлечён администрацией к контрольной деятельности. 4.11. Конечным результатом работы кафедры является разработка рабочих программ, учебно-методических пособий, научно-методических статей, докладов, пополнение учебных кабинетов, которые должны стать базой учебно-исследовательской, научно-методической деятельности педагогов. 4.12. Контроль за деятельностью МК осуществляется заместителями по учебновоспитательной и воспитательной работе в соответствии с планами методической работы школы. 4 V. Документация методических кафедр Приказ о назначении на должность руководителя методической кафедры. Положение о МК. Анализ работы за прошедший год. Тема методической работы, приоритетные направления и задачи на новый учебный год. План работы МК на текущий учебный год. Банк данных об учителях МК: количественный и качественный состав (дата рождения, образование, специальность, преподаваемый предмет, общий стаж и педагогический, квалификационная категория, награды, звание). Сведения о темах самообразования учителей МК. График проведения творческих отчётов, взаимопосещений уроков в ШМК. План проведения заседаний МК. График прохождения аттестации учителей МК на текущий год. График повышения квалификации учителей МК на текущий год. План работы с молодыми и вновь назначенными специалистами в МК. План проведения предметной недели. Протоколы заседаний МК. Информация об учебных программах и их учебно-методическом обеспечении по предмету. Документация МК согласуется с заместителем директора школы по УВР, утверждается директором школы. VI. Права методических кафедр Методическая кафедра имеет право: готовить предложения и рекомендовать учителей для повышения квалификационного разряда; выдвигать предложения об улучшении учебного процесса в школе; ставить вопрос о публикации материалов о передовом педагогическом опыте, накопленном в методическом объединении; ставить вопрос перед администрацией школы о поощрении учителей методического объединения за активное участие в экспериментальной деятельности; рекомендовать учителям различные формы повышения квалификации; обращаться за консультациями по проблемам учебной деятельности и воспитания учащихся к заместителям директора школы; выдвигать от методического объединения учителей для участия в конкурсах профессионального мастерства. VII. Обязанности членов методической кафедры 7.1. Каждый учитель школы должен являться членом одной из методических кафедр и иметь план профессионального самообразования. Он обязан: • участвовать в заседаниях методической кафедры, практических семинарах, предметной недели и т. д.; 5 • стремиться к повышению уровня профессионального мастерства; • знать тенденции развития методики преподавания предмета; • владеть основами самоанализа педагогической деятельности. VIII. Функции руководителя МК 8.1. Руководитель МК отвечает: • за планирование, подготовку, проведение и анализ деятельности; • пополнение «методической копилки» учителей; • своевременное составление документации о работе методического объединения и проведенных мероприятиях; • проведение заседаний методической кафедры; • проведение мероприятий по повышению профессионального мастерства учителя (посещение уроков, повышение квалификации, обучение на семинарах, работу над темой по самообразованию, помощь в создании портфолио). 8.2. Руководитель МК организует: • • • • взаимодействие учителей МК и учителей других МК с целью обеспечения преемственности учебно-воспитательного процесса; открытые мероприятия, заседания методической кафедры; изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы учителей МК; консультации по вопросам учебно-воспитательной работы учителей МК. IX. Порядок принятия и срок действия Положения 9.1. Срок действия Положения не ограничен. Положение действует до принятия следующего Положения. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)