Положение о методических кафедрах

1

Принято
Педагогическом совете
МБОУ «СОШ г. Светогорска»
Протокол № 1 от 29.08.2018 г.

Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ г. Светогорска»
________ И.В. Иванова
Приказ № 01-12 от 31.08.2018 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о методических кафедрах учителей-предметников
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г., ФГОС НОО,
ООО, СОО, Уставом МБОУ «СОШ г. Светогорска» и определяет порядок
формирования и деятельности методических кафедр (МК) ОО.
1.2. Методические кафедры являются основным структурным подразделением
методической службы МБОУ «СОШ г. Светогорска» (далее – ОО),
осуществляющим
проведение
учебно-воспитательной,
методической,
инновационной и внеклассной работы по одному или нескольким учебным
предметам смежных предметных областей.
1.3. Коллектив кафедры принимает участие в разработке научно-методических
материалов с учётом новых условий работы в ходе освоения новых федеральных
государственных стандартов образования.
1.4. Методические кафедры создаются, реорганизуются и ликвидируются директором
ОО по представлению заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
1.5. Методические кафедры подчиняются непосредственно заместителю директора по
учебно-воспитательной работе (зам. директора по УВР).
II. Цели, задачи и направления деятельности методических кафедр
Цель деятельности методических кафедр направлена на эффективное
использование и развитие профессионального потенциала педагогов, на сплочение и
координацию усилий по совершенствованию методики преподавания соответствующих
учебных дисциплин и на этой основе – на улучшение образовательного процесса.
Задачи: создание условий перевода методической работы педагогов в область
научно-исследовательскую и научно-методическую; привлечение всех педагогов к
научно-методической и исследовательской работе по избранной теме, завершающейся
созданием инноваций, постепенно переходящих в творческие лаборатории педагогов.
Методическая кафедра:
 анализирует
учебные
возможности
обучающихся,
результаты
образовательного процесса, в том числе внеучебной работы по предмету;
 обеспечивает образовательный процесс необходимыми программнометодическими комплексами;
 планирует оказание конкретной методической помощи учителямпредметникам;
 организует работу методических семинаров и других форм методической
работы;
 анализирует и планирует оснащение предметных кабинетов;
 согласовывает материалы для промежуточной аттестации учащихся;

2

 согласовывает (в случае необходимости) требования к содержанию и
минимальному объему учебных курсов, к результатам обученности учащихся;
 проводит
первоначальную
экспертизу
изменений,
вносимых
преподавателями в учебные программы;
 изучает и обобщает опыт преподавания учебных дисциплин;
 организует внеклассную деятельность учащихся по предмету;
 принимает решение о подготовке методических рекомендаций в помощь
учителям;
 организует разработку методических рекомендаций для обучающихся и их
родителей в целях лучшего усвоения соответствующих предметов и курсов, повышения
культуры учебного труда;
 рекомендует учителям различные формы повышения квалификации;
 организует работу наставников с молодыми специалистами и малоопытными
учителями;
 разрабатывает положения о конкурсах, олимпиадах, предметных неделях и
организует их проведение.
III.

Основные формы работы методических кафедр:

3.1. Планирование и анализ деятельности.
3.2. Организация диагностики (мониторинга) эффективности деятельности членов МК.
3.3. Диагностика затруднений учителей и выбор форм повышения квалификации на
основе анализа потребностей.
3.4. Разработка рекомендаций по вопросам содержания, методов и форм организации
воспитательно-образовательной деятельности; повышения эффективности организации
учебно-воспитательной работы на основе анализа образовательной деятельности по
предметам.
3.5. Разработка основных направлений и форм активизации познавательной, научноисследовательской деятельности обучающихся во внеучебное время (олимпиады, смотры,
предметные недели, декады, фестивали, конкурсы и т.д.).
3.6. Совершенствование содержания образования, участие в разработке содержания
предметов из числа формируемых участниками образовательных организации.
3.7. Разработка, рецензирование, первичная экспертиза рабочих учебных программ,
методических пособий, технологий и др.
3.8. Изучение, обобщение, пропаганда педагогического опыта, создание банка данных
актуального опыта.
3.9. Совершенствование педагогического мастерства учителя, классного руководителя,
руководство работы с молодыми педагогами, педагогической мастерской, временными
творческими коллективами учителей.
3.10. Участие в аттестации педагогических работников.
3.11. Утверждение аттестационного материала для итогового контроля в переводных
классах.
3.12. Взаимопосещение уроков.
IV. Структура и организация деятельности методических кафедр

3

4.1. Методические кафедры в лице его руководителя, работая совместно с методическим
советом образовательной организации, осуществляют взаимосвязи с педагогическим
советом, директором и его заместителями, координируют действия по реализации целей и
задач методической, творческой деятельности.
4.2. Свою работу МК организуют в соответствии с планами и программой развития
образовательной организации.
4.3. В МБОУ «СОШ г. Светогорска» функционируют кафедры:
- кафедра социально-гуманитарных наук (учителя русского языка и литературы,
истории и обществознания, иностранного языка, географии);
- кафедра естественно-математических наук (учителя математики, физики, биологии,
химии, информатики);
- кафедра учителей начальных классов;
- кафедра культуры и спорта (учителя физической культуры, ОБЖ, музыки,
изобразительного искусства, технологии).
4.4. Возглавляет кафедру руководитель, назначаемый приказом директора из числа
педагогов, имеющих высшую (или первую) квалификационную категорию и
проявляющих способности к управленческому мышлению и управленческой
деятельности.
4.5. В соответствии с целями и задачами МБОУ «СОШ г. Светогорска» руководитель
кафедры составляет план её работы, проводит заседания кафедры не менее 4 раз в течение
учебного года. В план работы кафедры могут вноситься коррективы, обусловленные
возникающими потребностями и проблемами.
4.6. На заседаниях кафедры систематически заслушиваются и обсуждаются вопросы
повышения качества образования и выполнения стандарта образования, рабочих
программ, учебно-тематических планов всеми членами кафедры, а также программы
повышения квалификации педагогов.
4.7. На заседаниях кафедры рассматриваются итоги использования новых
технологий, инноваций в образовательном процессе.
4.8. Члены кафедры обсуждают современные технологии, формы, методы, приемы
педагогической деятельности, обеспечивающие эффективность обучения учащихся
основам наук и становления ключевых компетенций, способствующих успешной
социализации, росту творческой активности и развитию личности.
4.9. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов принимаются
рекомендация, которые фиксируются в протоколе.
4.10. По итогам года проводится анализ работы кафедры, оформляется необходимая
документация (протоколы), делаются заключения о выполнении индивидуальных планов
работы педагогов МБОУ «СОШ г. Светогорска», вносятся предложения, даются
педагогам указания, способствующие повышению качества обучения и воспитания
учащихся и воспитанников. Руководитель кафедрой может быть привлечён
администрацией к контрольной деятельности.
4.11. Конечным результатом работы кафедры является разработка рабочих
программ, учебно-методических пособий, научно-методических статей, докладов,
пополнение учебных кабинетов, которые должны стать базой учебно-исследовательской,
научно-методической деятельности педагогов.
4.12. Контроль за деятельностью МК осуществляется заместителями по учебновоспитательной и воспитательной работе в соответствии с планами методической работы
школы.

4

V. Документация методических кафедр





Приказ о назначении на должность руководителя методической кафедры.
Положение о МК.
Анализ работы за прошедший год.
Тема методической работы, приоритетные направления и задачи на новый
учебный год.
 План работы МК на текущий учебный год.
 Банк данных об учителях МК: количественный и качественный состав (дата
рождения, образование, специальность, преподаваемый предмет, общий стаж и
педагогический, квалификационная категория, награды, звание).
 Сведения о темах самообразования учителей МК.
 График проведения творческих отчётов, взаимопосещений уроков в ШМК.
 План проведения заседаний МК.
 График прохождения аттестации учителей МК на текущий год.
 График повышения квалификации учителей МК на текущий год.
 План работы с молодыми и вновь назначенными специалистами в МК.
 План проведения предметной недели.
 Протоколы заседаний МК.
 Информация об учебных программах и их учебно-методическом обеспечении по
предмету.
Документация МК согласуется с заместителем директора школы по УВР, утверждается
директором школы.

VI. Права методических кафедр
Методическая кафедра имеет право:
 готовить предложения и рекомендовать учителей для повышения
квалификационного разряда;
 выдвигать предложения об улучшении учебного процесса в школе;
 ставить вопрос о публикации материалов о передовом педагогическом опыте,
накопленном в методическом объединении;
 ставить вопрос перед администрацией школы о поощрении учителей
методического объединения за активное участие в экспериментальной деятельности;
 рекомендовать учителям различные формы повышения квалификации;
 обращаться за консультациями по проблемам учебной деятельности и
воспитания учащихся к заместителям директора школы;
 выдвигать от методического объединения учителей для участия в конкурсах
профессионального мастерства.
VII. Обязанности членов методической кафедры
7.1. Каждый учитель школы должен являться членом одной из методических кафедр и
иметь план профессионального самообразования. Он обязан:

• участвовать в заседаниях методической кафедры, практических семинарах,
предметной недели и т. д.;

5

• стремиться к повышению уровня профессионального мастерства;
• знать тенденции развития методики преподавания предмета;
• владеть основами самоанализа педагогической деятельности.
VIII. Функции руководителя МК

8.1. Руководитель МК отвечает:
• за планирование, подготовку, проведение и анализ деятельности;
• пополнение «методической копилки» учителей;
• своевременное составление документации о работе методического объединения и
проведенных мероприятиях;
• проведение заседаний методической кафедры;
• проведение мероприятий по повышению профессионального мастерства учителя
(посещение уроков, повышение квалификации, обучение на семинарах, работу
над темой по самообразованию, помощь в создании портфолио).
8.2. Руководитель МК организует:

•
•
•
•

взаимодействие учителей МК и учителей других МК с целью обеспечения
преемственности учебно-воспитательного процесса;
открытые мероприятия, заседания методической кафедры;
изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического
опыта работы учителей МК;
консультации по вопросам учебно-воспитательной работы учителей МК.

IX. Порядок принятия и срок действия Положения
9.1. Срок действия Положения не ограничен. Положение действует до принятия
следующего Положения.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».